– Однажды между нами и управляющими близлежащего участка кладбища на Масличной горе возник спор. Мы пришли на судебное разбирательство, на суд Торы в общину «Эда харедит» в Иерусалиме. Управляющие близлежащего участка предъявляли претензии на кусок территории, мы же – работники «Колель Хабад» – настаивали на том, что он относится тому, что находится под попечительством «Колеля».
Во главе суда тогда сидел даян Моше Арье Фрайнд. Его жена и восемь детей были убиты во время Холокоста, и только он смог спастись и приехать в Святую Землю. В детстве мы жили рядом, я помню его в сукке во дворе его дома, помню, как он зажигал ханукальные свечи в своей квартире, помню, как он молился в синагоге сатмарских хасидов. Это был раввин «еще из тех времен».
Рав Фрайнд рассмотрел доводы обеих сторон, прозвучавшие в ходе дискуссий, и решил, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Он пришел вместе с нами и соседями на Масличную гору, мы показали ему спорный кусок земли. Он внимательно посмотрел с вершины горы на структуру горного склона и вынес решение: «Очевидно, что это неотъемлемая часть того участка, что справа». Тем самым он вынес решение в нашу пользу.
Так рассказывал мне давным-давно мой отец, работающий в руководстве «Колель Хабад». Мне вспомнился этот рассказ, когда я на этой неделе читал комментарий Раши к фразе недельной главы. Там Всевышний говорит: «Сойду Я и посмотрю, так ли…» Но зачем Всевышнему, присутствующему в каждой точке мира, «сойти», чтобы посмотреть? И Раши говорит: Так Он подает пример судьям грядущих поколений. Они должны судить наиболее серьезные вопросы, только лично видя свидетелей и обвиняемых.
Читайте также