Я был глубоко огорчен и в то же время удивлен тем, что вы описываете в вашем письме. Вы говорите, что вам пришлось, к несчастью, отступить от некоторых принципов иудаизма и просите благословить вас, чтобы вам не пришлось отступать еще больше.
Естественно, вы находите оправдание всему происшедшему в том, что родились и были воспитаны в Советском Союзе, однако надеюсь, вы не обидитесь, если я скажу, что согласно впечатлению, которое осталось у меня после нашей личной встречи, я думал, что никакие сложности в плане соблюдения еврейских традиций не будут для вас проблемой здесь, в Америке. Особенно принимая во внимание то, что вы так стремились вырваться из России, что было совсем нелегко и было сопряжено со многими жертвами и лишениями, поскольку вашим главным если не единственным мотивом являлось желание быть свободным вести по-настоящему еврейский образ жизни, так как должен жить каждый еврей.
Мы только что отпраздновали Пурим и читали в Свитке Эстер, что евреи, как и сейчас, были рассеяны среди других народов по всей земле, страдая от многих проблем только потому, что они – евреи, но, несмотря на это, сохраняли верность еврейскому образу жизни, как рассказывает Свиток: “Их законы отличались от законов других народов”. Тем не менее, полные решимости и гордости “еврей Мордехай” и “народ Мордехая” – если опять-таки процитировать Свиток Эстер – “не преклоняли своих колен и не кланялись” ни перед кем и ни перед чем, что заставило бы их отречься от своего еврейства. И именно благодаря этому в конечном итоге стало так, что “у евреев был свет и веселье, и радость, и почет”, включая также почет и уважение даже со стороны их прежних врагов.
Вы, конечно же, помните те трудности и проблемы, которые возникали у евреев в Советском Союзе, и то самопожертвование, которое от них там требовалось. Поэтому любые трудности, с которыми еврей может столкнуться в так называемых свободных странах, не идут с этим ни в какое сравнение. В любом случае, Всевышний дает нам все необходимые способности и силы, чтобы преодолевать испытания и злоключения, встречающиеся у нас на пути. Если человеку кажется, что испытание, выпадающее на его долю особенно тяжело, это лишь доказывает, что ему даны особые возможности для его преодоления.
Таким образом, это по большей части зависит от личного желания и решимости человека не искать легких путей и не поддаваться соблазну. Преодолевая эти трудности, человек получает истинное удовлетворение и обнаруживает в себе внутренние силы и качества, о наличии которых он даже не догадывался. И может добавить их в свой арсенал, чтобы впоследствии использовать в полной мере для собственного блага, блага своей семьи и всего еврейского народа.
Я вовсе не имею в виду читать проповеди, но лишь хотел бы дать вам должную рекомендацию в отношении как прошлого, так и будущего. Говоря по-простому, Тора заверяет нас, что “ничто не может устоять перед тшувой (раскаянием)”, что по сути означает сожаление о прошлых ошибках и твердое решение жить в полной мере в соответствии с принципами иудаизма и делать это с радостью в сердце.
Я также хотел бы обратить ваше внимание на обстоятельство, которое часто остается незамеченным. Как вы, наверно, знаете, представители Кремля пытаются защитить свою политику дискриминации и ущемления евреев тем, что советские евреи совсем не интересуются еврейством – еврейской религией, еврейским образованием и т.д. И как живое тому подтверждение – множество примеров того, как евреи, покинув Советский Союз и очутившись в свободных странах, где у них есть все возможности жить в полной мере еврейской жизнью, тем не менее этого не делают. Таким образом, еврей, который приехав из-за “железного занавеса”, сразу же начинает придерживаться еврейского образа жизни, невзирая на различные соблазны, доказывает несостоятельность этого утверждения, которое помогает Советскому режиму продолжать политику ненависти и преследования по отношению к евреям.
Я хотел бы закончить это письмо на приятной ноте, выразив мою надежду и уверенность в том, что вы вскоре сможете сообщить мне хорошие новости о том, как ваши повседневные дела и образ жизни все более соответствуют настоящему иудаизму, и что вы показываете живой пример того, как еврей должен жить – с достоинством, гордостью и с настоящей радостью.
Перевод Йосси Крупенина