Я держал в руках дорогой сосуд из чистого серебра, и моё сердце упало, когда я увидел грубую ошибку, сделанную гравировальной машиной. А ведь эта работа выполнялась после того, как я нажал на клавишу «подтверждение» на компьютере.
Я не мог найти себе места. Всего несколько недель назад меня приняли на эту интересную работу. Перед каждым запуском машины я десятки раз проверял тексты, размеры и другие параметры, и до сих пор, слава Б-гу, всё работало как надо. И вот – со мной случилось то, о чём говорил Иов: «И то, чего опасался я, пришло ко мне», – как я ни был осторожен, это не помогло, я допустил ошибку. Грубую ошибку, из-за которой дорогая и прекрасная вещь была совершенно испорчена.
Это была небольшая гравировальная мастерская в Иерусалиме. Мы делали гравировки, программируемые компьютером, на серебряных предметах и других дорогих подарках. Небольшой коллектив состоял из хороших людей, но я опасался реакции начальника мастерской и боялся потерять это новое для меня место работы.
Пока я стоял с бокалом в руках и думал, что я скажу и как объясню случившееся, вошел начальник. Он кинул взгляд на испорченную вещь, а затем сказал с широкой иерусалимской улыбкой: «Теперь ты принят на работу!»
В эти дни счёта омера мы скорбим о 24000 учеников рабби Акивы. Все они умерли от эпидемии в одно время – между праздниками Песах и Шавуот, потому что относились друг к другу без уважения. В память об их смерти мы соблюдаем в этот период траурные обычаи, включающие запрет стричься и бриться, а также устраивать свадьбы.
История жизни самого рабби Акивы очень интересна и поучительна для нас. Так говорится в трактате «Авот де-рабби Натан»: «40 лет было [рабби Акиве], и он ничему не учился. Однажды, находясь возле колодца, он спросил: «Кто продолбил этот камень?» Ответили ему: «Вода, которая капает на него постоянно, каждый день. Акива, разве ты не знаешь, что “вода камень точит”?» Тут же подумал Акива про себя: «Если даже мягкая вода может сокрушить твёрдый камень, то тем более – слова Торы, что твёрже железа, способны проникнуть в моё сердце из плоти и крови!» И немедленно приступил он к изучению Торы. Пошел он вместе со своим сыном в школу, где обучали маленьких детей. Сказал учителю: «Рабби! Научи меня Торе!» Держал рабби Акива один конец доски для письма, а его сын – другой конец. Написал учитель буквы алеф-бета, и он выучил. И так продолжал рабби Акива учиться, пока не изучил всю Тору. Тогда пошел он к рабби Элиэзеру и рабби Йеошуа и сказал им: «Господа мои! Расскройте мне смысл Мишны!» Когда сообщали ему закон, говорил он сам с собой: «Алеф этот – почему написан? Бет этот – почему написан? Почему именно так сказано?» И спрашивал он снова и снова, стараясь проникнуть в суть вещей… Сказал ему рабби Тарфон: «Акива! О тебе сказано в Писании (Иов 28): “Течение потоков он сдержал, и сокрытое вынес на свет”, – то, что сокрыто было от людей, вывел рабби Акива на свет!»
Акиве было 40 лет, у него ещё не было титула «рабби», и он удивлялся, как вода могла проделать дырку в камне. Это навело его на мысль, что его сердце и разум могут принять в себя Тору, и он решил начать учиться, не обращая внимания на трудности.
Если мы немного углубимся в эту историю, то сможем увидеть удивительную вещь. Вот стоит рабби Акива над дыркой в камне и думает: ни первая капля, ни сотая, ни даже тысячная не проделали отверстия в этом камне. Только миллионная капля смогла сделать это! Чтобы дойти до миллионной капли, нужно очень много лет и очень много терпения. Но рабби Акива понял ещё одну вещь: чтобы дойти до миллионной капли, нужно начать с первой, которая, казалось бы, не приносит никаких результатов. Но без нее не может упасть вторая, и так далее, пока не появится миллионная, которая наконец-то продолбит это отверстие в камне.
Из этого он сделал для себя вывод: в первое время, когда он начнет заниматься Торой, слова Торы не смогут войти в его сердце – «каменное сердце». Но без этого этапа, без постоянных стараний, не дающих результата, невозможно дойти до уровня, когда сердце и разум начнут поддаваться и примут в себя мудрость Торы. Этому он научился у дырки в камне, и поэтому смог войти в начальный класс вместе со своим сыном, и учить буквы, а затем задавать всё более мудрые вопросы, пока не стал одним из самым великих мудрецов.
«Теперь, когда ты сделал свою первую ошибку и столкнулся с первой трудностью, ты стал частью нашего коллектива», – продолжил начальник с улыбкой, и добавил: «Все задания, которые ты выполнял здесь до сих пор, ещё не были настоящей работой, это была как бы ‘игра’. Но теперь, когда ты узнал и почувствовал, что такое ошибка, ты стал полноценным работником, и отныне ты будешь работать намного лучше», – так закончил начальник свою речь, которая очень ободрила и поддержала меня.
Возможность добиться больших достижений в изучении Торы, почувствовать желание учить Тору и любовь к ней – закладывается в это мгновенье, когда человек принимает решение начать учить Тору, а затем продолжает участвовать в уроках по Торе, учась в хевруте или самостоятельно. Не важен возраст и не имеет значения уровень знаний. Важно просто остановить суетный бег по жизни и начать уделать больше времени Торе – Хeмашу и алахе, Мишне и Талмуду, учению хасидизма и традициям – вот что такое по-настоящему счастливая жизнь, а понимание и достижения обязательно придут, с Б-жьей помощью, ведь это зависит только от нас самих!
В центральной синагоге «Марьина Роща» сейчас есть настоящее изобилие всевозможных уроков по Торе, каждый день недели, на разных языках и разных уровнях. У каждого человека есть возможность прийти и учиться, в рамках постоянных уроков или со случайным «хеврутой». Не упустите эту возможность, присоединяйтесь и Вы – чтобы поднять на новый уровень свою духовную жизнь!
Гут шабес, Шия.
Читайте также