Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Ученики “Месивты” встретились с ветеранами

Главная / Ученики "Месивты" встретились с ветеранами
search
05-11-mesivta-veteran-s.jpg

Группа учащихся Месивты присутствовали на праздновании Дня Победы в Московском еврейском благотворительном центре "Шаарей Цедек". Но главное то, что после торжественного концерта они пригласили несколько ветеранов зайти к нам «на огонек».
Пройдя несколько десятков метров, трое ветеранов оказались в уютной еврейской школе, где их ждали несколько десятков любопытных мальчиков и юношей.
Речь шла, разумеется, о событиях военных лет.
В ходе тщательно спланированного вечера все смотрели фрагменты из художественных фильмов, таких как «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину». Показали последний сюжет из фильма «Тяжелый песок».
Вели вечер наши десятиклассники Акива Стегура и Тамир Асылбеков, под руководством преподавателя русского языка и литературы Маргариты Николаевны Амелиной.
Затаив дыхание, все слушали рассказы другой преподавательницы русского языка и литературы Натальи Ивановны, поделившейся воспоминаниями, услышанными от своего отца.
Ребята хором исполняли разные военные песни – «Катюша», «На безымянной высоте», «День Победы», «Вставай, страна народная» и другие.
Однако гвоздем программы явились выступления самих ветеранов-фронтовиков.
Гитель Бенционовна, встретившая войну в возрасте 13 лет, жила в Москве и как раз закончила 7 класс.
Девочка работала на оборонном предприятии, принимала участие в дежурствах на оборонительных работах Москвы и Подмосковья, тушила бомбы и фугасы.
В юном возрасте Гитель получила отличительные знаки и награды.
Про себя она говорит: «Я была не одна. Не такая уж я героиня. Нас было много, мальчиков и девочек от 9 и старше, которые так же поступали».
Другой гость, Рензин Марк Моисеевич, значительно старше. К началу войны он уже учился на первом курсе МГУ, откуда был направлен в Военно-воздушную академию.
Марк Моисеевич начал работать техником, но к концу войны уже летал и сбивал вражеские самолеты. Закончив войну на Дальнем Востоке, он остался в армии более чем на 40 лет, дослужившись до полковника.
Сейчас Марк Моисеевич – полковник в отставке, доцент кафедры политологии и права, кандидат исторических наук. Он написал ряд книг по истории Красной и Советской армий, а также говорящую за себя книгу «Пятый пункт».
Третий гость оказался самым настоящим партизаном. Привожим ниже фрагмент из его рассказа:
«В возрасте 14 лет я оказался в детском пионерском лагере на западной границе Белоруссии. Первые воспоминания о войне – огромное количество немецких самолетов, которые летели на восток. Директор лагеря не мог ни с кем связаться, и вскоре мы оказались на оккупированной территории. Было принято решение выходить на восток к нашим. Все, что было в погребах – колбаса, хлеб, картофель, яйца – распределили между детьми. Возраст – с 3-го по 10-й класс. Нас было около 300 человек. Передвигались колоннами ночью, а днем, под рев самолетов, отсыпались в лесу.
Однажды произошло то, что я до сих пор не могу осознать. Одним прекрасным утром мы встали и обнаружили, что… все вожатые и руководство лагеря сбежали, оставив детей на произвол судьбы. Оценив ситуацию, старшие ребята не растерялись. Они взяли на себя руководство походом, распределяли питание и т.д. По дороге мы находили повозки, машины, которые люди бросали при наступлении немецких войск. Всё, что было в машинах – золото, драгоценности, колбаса, шелк, мех – завязывали в тюки и брали с собой. В каждой попутной деревне мы оставляли по несколько маленьких ребят, которым трудно идти. В качестве оплаты оставляли эти тюки. Брали расписку с людей: такая-то семья взяла под опеку такого-то ребенка; через неделю после войны мы обещали за мальчиком вернуться – были уверены, что война скоро закончится. Пока раздавали ребят – а я был здоровый, и поэтому среди руководящих ребят – мы оказались в полностью пустой деревне, в брошенных домах. Около двух десятков человек, мы остались жить в этих домах. Заходили в дом. Все, что можно было поесть – пили, ели, а потом перебирались в следующий дом. Хозяев не было. Вокруг было полно взорванной техники. Ребята залезали в танки, заряжали их, стреляли – даже по немецким танкам. По дороге тоже собирали оружие, играли в войну друг с другом. И при этом продолжали продвигаться все дальше на восток. Наконец добрались до того местечка, где мама работала по распределению преподавательницей русского и литературы. Это место уже было оккупировано, а маму, по словам соседей, увезли в эвакуацию. Та территория отошла к Советам в 1939 году. Приехавшие из Союза назывались здесь «восточными». В начале войны восточных эвакуировали в первую очередь…»
«… я присутствовал при том, как расстреливали бабушку и дедушку. Меня тоже арестовали и должны были расстрелять. Но заступились друзья и мамины ученики, кричали, что я русский. Ведь мать у меня – преподаватель русского, а отец поляк. Это и спасло меня от расстрела. А всех других евреев местечка расстреляли в один день. Дед был очень набожным евреем, думаю, что он работал в синагоге. Он всегда был в Тфилине, в Талисе. И в момент расстрела не снял ни Талис, ни Тфилин».
Ему довелось быть и в партизанском полку, попасть в Красную армию, быть заброшенным в немецкий тыл, пускать поезда под откос. Имеет награды, отличительные знаки и прочее.
После такого насыщенного вечера оставалось только одно: от всей души поблагодарить ветеранов и пригласить их на чай. Что мы и сделали.
Более подробно о жизни московской еврейской школы для мальчиков "Месивта" читайте на сайте http://www.mesivta-russia.ru

Оставить комментарий

Медиа

Ту-би-Шват у Ребе

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11