Почти каждый год я рассказываю за трапезой в седьмой день Песаха о том, что произошло в эту ночь на берегу моря с нашими предками, вышедшими из Египта – каждый год по-разному. Знаменитая борьба четырех групп, разные мнения мудрецов о том, кто первым прыгнул в море, мидраш о чудесах, которые каждый еврей видел, проходя через море посуху, страх, который все еще владел евреями, пока море не выбросило тела египтян на сушу, и спор между водой и сушей – кому принадлежат эти тела. И чтобы осознать слова, которые мы каждое утро говорим в молитве: «И увидел Израиль египтян мертвыми у моря», я процитировал мидраш: «И каждый еврей брал собаку, вел ее, ставил ногу на шею мертвому египтянину, чтобы исполнить сказанное: «И ты ступишь на высоты их», и говорил каждый еврей собаке: «Ешь того, кто порабощал меня».
«Я не понимаю», — подчеркнуто провозглашаю я своим детям и гостям трапезы. «Вот евреи видят, как их враги умирают или уже лежат мертвыми, так зачем пугать их собаками в последние мгновения их жизни?» Я не дал гостям времени на размышления и с большим волнением выразил боль своей души:
«Всевышний предвидел, что настанет день, когда евреи на нашей Святой земле будут страдать от ненавистников, находящихся всего в нескольких километрах от еврейских поселений. И вот сейчас, во время войны, когда мы пытаемся бороться с ними, гуманисты всего мира кричат нам: «Вы слишком жестоко боретесь с врагами! Мягче нужно бороться, мягче!» Священная Тора учит нас, что «милосердный к жестоким окажется жестоким к милосердным». Около сотни похищенных удерживаются убийцами в нечеловеческих условиях, и эти убийцы захватывают грузовики с гуманитарной помощью, которые евреи ввозят в сектор Газы, и делят эту помощь между другими убийцами. И они ясно видят: еврейские пленные – их самое сильное оружие, пока евреи в их руках, их будут кормить, давать им топливо, ведь они шантажируют нас еврейскими жизнями. С кем нужно «бороться мягче», скажите?»
Я поднял глаза и увидел, что все обдумывают свои мысли. Сердце каждого из сидящих здесь, за праздничным столом — с пленными внутри сектора Газы, с теми евреями, которые живут недалеко оттуда и вынуждены были бежать из района, подверженного ракетным обстрелам. Вот такой праздник свободы в Стране Израиля.
Мой зять, раввин Исраэль Розен, процитировал сказанное в трактате Санѓедрин: Рабби Шмуэль бар Нахман сказал от имени рабби Йонатана: Утром того дня, когда евреи переходили через море, ангелы служения начали петь утреннюю песнь пред Всевышним. Но Он сказал им: «Творения рук Моих тонут в море, а вы хотите петь?!» «Но если так», — продолжает р. Розен, – «почему евреи позже произнесли знаменитую песнь «Аз яшир», которую с тех пор мы повторяем каждое утро в молитве? Ангелам Он запретил петь, а евреям почему-то не запретил!»
Я никогда об этом не думал. И видел, что и другие присутствующие задумались… «А кстати, «творения рук», которые тонут – это евреи или египтяне? Первым грозила опасность утонуть, вторые утонули в конце концов… О ком и о чем заботился Всевышний?»
И р. Розен продолжает: «Известно, что ангелы силой своего пения могут убивать, как в истории с армией Санхерива, сражавшейся против евреев столетия спустя: мудрецы говорят, что та армия погибла именно от ангельского пения. Так вот, есть такое объяснение: ангелы хотели поступить таким же образом, помочь евреям и сразу убить преследовавших их египтян. Но Всевышний сказал им: “Творения рук Моих – это евреи. Это их младенцев бросали в воду враги. Это они сейчас идут навстречу морю, а сзади гонится враг. А вы хотите петь? Вы хотите дать их врагам легкую смерть? Нет, не заслуживают египтяне легкой смерти! Пусть они утонут в море, пусть их кружит вода и выбрасывает на берег, пусть их собаки грызут! Они должны расплатиться сполна! И евреи будут петь победную песнь”. Так было тогда, так будет и сейчас: убийцы должны заплатить сполна».
Читайте также