15 ноября в МЕОЦ состоится концерт великолепного цыганского артиста Петра Деметра. Это событие замечательно не только возможностью услышать цыганскую музыку и песни в прекрасном исполнении. Это хороший повод обратиться хоть немного к истории этого красивого, талантливого и немного таинственного народа.
В 18 веке, когда у европейских историков возник профессиональный интерес к цыганскому племени, появилось масса гипотез о происхождении цыган. Доказывали, что они выходцы из Египта (основой послужила забавная цыганская придумка 15 века). Я потом о ней расскажу. Ходили слухи, что они успели эвакуироваться из загадочной Атлантиды до ее потопления. Предполагалось, что они родом из Занзибара или прикочевали в Европу с Кавказа. Кто-то утверждал их родство с немецкими евреями…Лингвистический анализ цыганского языка и санскрита убедительно доказал – родина цыган Индия.
Сейчас в литературе о цыганах сосуществуют два аргументированных мнения. Согласно первому, цыгане – потомки индийской касты «дом», занятия которой напоминают традиционные цыганские промыслы. Члены касты «дом» и сейчас живут в Индии, занимаясь кузнечным делом, пением и танцами.По второй теории цыгане являются потомками многих индийских народностей, находящихся в современной Индии на низших ступенях кастовой иерархии. Надо сказать, что эта часть цыганской истории действительно самая сложная – не сохранилось ни археологических данных, ни письменных источников. Археология позволяет делать выводы об оседлых народах, а цыгане были кочевниками, не оставлявшими после себя крепостей, городов, дворцов и даже отдельных построек.
Где-то в промежутке V – X веков цыгане совершают свой постепенный исход из Индии. В чем причина точно сказать невозможно. Некоторые историки предполагают, что это связано с мусульманским вторжением в Индию. Кто-то говорит об экономических причинах. В X-XII веках цыгане появляются в Византии, где находят довольно радушный прием. Никаких гонений не было. Цыгане занимались ремеслом, в основном кузнечным делом. Среди них было много артистов, которые веселили народ песнями и танцами. Распад Византийской империи привел к тому, что цыганам пришлось вновь двинуться в путь. Когда рушится государство, ремесленникам и артистам делать в нем нечего.
На закате Византии через нее проходили крестовые походы, которые, кстати, в конце концов ее и доконали. После церковного раскола 1054 года православные византийцы являлись для католиков еретиками. Таким образом, только закономерно, что в 1204 году участники четвёртого крестового похода вместо того, чтобы плыть в Египет, осадили Константинополь, взяли его штурмом и устроили резню…«Великий цыганский поход» начался в 1417 году.
Часть цыган, которая покинула Византию, рассчитывала использовать психологию католиков в свою пользу. Эти эмигранты шли не просто так: у их вожаков была заранее заготовлена обманная версия, предназначенная для правителей западноевропейских стран. Цыгане безошибочно определили, что струной, на которой можно играть, является религиозный фанатизм.Когда первые таборы тронулись в путь, их версия была такова: они – паломники, которые взялись кочевать во искупление грехов. Будучи христианами, они временно попали под власть магометан и ради спасения жизни сменили веру на ислам. Вновь вернувшись в лоно истинной веры, цыгане просят у властей одного – возможности странствиями загладить свою вину. Получив (или подделав) папскую грамоту, кочевники полвека безбедно колесили по Европе.
Добравшись до Англии, цыгане объявили себя потомками фараонова племени (т.е египтянами), которые своим кочевьем замаливают грехи язычества. Отсюда и английское gipsy.Надо сказать, что Западная Европа того времени была полна паломниками, пилигримами и всякими путешествующими от лица церкви. Монастыри кормили и поили «божьих людей», в ранг которых попали и цыгане. Довольно длительное время они жили в Европе при столь благоприятных условиях. Но церковные расколы, опять же экономический кризис (золото, привезенное из Америки, привело к инфляции и обнищанию народов), недовольство чрезмерно богатой католической церковью, привело к необходимости поиска врага. А кто враг? Тот, кто пришлый. Согласитесь, для евреев очень знакомая ситуация. Цыган обвиняют в воровстве, мошенничестве, бродяжничестве и.т.д. По всей Европе издаются указы об уничтожении цыган. Их вешают, сажают на кол, клеймят и изгоняют из всех мест.
К счастью для кочевников, конкретные исполнители закона зачастую были непоследовательны. По тем или иным причинам они не желали или не успевали устраивать массовые облавы, ограничиваясь казнью отдельных попавших под арест цыган. Видя неэффективность прежних указов, верховная власть издавала новые, которые также исполнялись без особого рвения. Посмотрим с этой точки зрения на Францию – перед нами предстанет длинная череда дат: 1504, 1510, 1522, 1534, 1539, 1561, 1606, 1647, 1660 и 1666 годы. Ясно, что если бы был выполнен хотя бы один из перечисленных законов, нужда в последующих просто отпала бы. Именно этим «вялотекущим террором» можно объяснить то, что цыгане всё же сумели выжить, так и не покинув Западную Европу. После принятия очередного указа цыгане прятались в лесах или перекочёвывали на время в другую страну, надеясь там переждать опасные времена.
Более успешно сложилась судьба цыган в Восточной Европе. В Венгрии цыгане завоевали славу искусных кузнецов. Уже в 1442 году король Жигмонд даровал им привилегии. Поскольку пришельцы стали играть важную роль в обороне края, король Матиуш продолжил ту же политику; цыганские поселения были освобождены от налогов. Цыгане изготавливали пушечные ядра, холодное оружие, конскую амуницию и панцири для воинов. После того, как Балканы попали под власть османов, ремесленники стали снабжать оружием их войско и снова были за это освобождены от налогов. Цыгане описываются в мусульманских источниках как мастера, которым под силу была любая тонкая работа по металлу, в том числе изготовление ружей.
В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании. В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с их традициями.
Однако в Румынии цыгане были в прямом смысле рабами. Хозяин мог продать раба, искалечить или просто убить. И это продолжалось вплоть до середины 19 века. Надо сказать, что в России к цыганам традиционно относились доброжелательно; антицыганских законов западноевропейского образца никогда не существовало. Это связано с тем, что в Российской империи цыгане появились только в XVIII веке. Когда цыгане стали, наконец, российскими подданными, наметилась общемировая тенденция к гуманизации – просвещённые западные монархи стали отменять жестокие законы. Екатерина II и её наследники, дорожившие мнением Европы, не пожелали вводить драконовских мер, ведь это давало лишний повод прослыть азиатской тиранией.
Именно в России основным занятием множество цыганских сообществ стало искусство. Цыганские хоры появились в Москве уже в начале 19 века. Вся русская литература позапрошлого столетия пронизана цыганской темой. От Пушкина до Толстого. Толстой как-то сказал: ««Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке ученой». Цыгане стали частью русской культуры. Есть же русский народный танец «Цыганочка». А русский городской романс стал визитной карточкой цыганского искусства, приобретя в страстном и ярком исполнении восхитительный колорит и став цыганским романсом. Большая часть цыган ведет оседлый образ жизни. Занимается ремеслом, торговлей, особенно удачно идет торговля лошадьми. Много и купцов в их среде. В советское время создаются цыганские школы, выходит периодика, в 1931 году появляется театр «Ромэн».
К моменту издания Хрущевым указа об оседлом проживание цыган в 1956 году большая их часть самостоятельно «осела».В России появилась цыганская интеллигенция: артисты, ученые, художники, музыканты.В нынешнее время, опять же из-за экономических проблем в России, Молдавии Украине, Восточной Европе, этот мобильный народ двинулся в вынужденное кочевье. Уже которое по счету. Отдельная тема в истории цыган – это цыганский Холокост. В нацистской идеологии два народа подлежали полному истреблению – евреи и цыгане. В Германии к моменту прихода к власти Гитлера проживало 500.000 цыган. 450.000 было уничтожено. Комментарии излишне. Есть очень достойный сайт, посвященный истории, культуре и обычаям этого народа.
Наверно, у каждого есть своя история или байка из жизни, связанная с цыганами. Вот мои две. Обе, кстати, случились в ломбарде. Помните, раньше эти заведения были всегда переполнены народом. В советское время ломбард – это единственное место, где можно было занять в долг не у соседа или друга, а у государства, правда под залог золотых или серебряных изделий. Можно было заложить и шубу.Ломбардов было мало, народу – уйма. Очереди бесконечные. Да еще и работали ломбарды до 16.00. Сдать в минуту жизни трудную колечко и получить за него деньги – было трудно. Очередь галдела, ругалась, дико пахло нафталином. «Вас здесь не стояло!». И вот в этом Вавилоне обязательно появлялась колоритная, цветасто одетая группа женщин и детей цыганской национальности. Они обязательно ухитрялись пройти без очереди, чем навлекали неистовый гнев всех остальных. Отношение к цыганам в ломбарде было мягко сказать недоброе. Да еще и золото они сдавали горстями! Откуда его столько.Моя мама была женщиной доброжелательной, несуетливой и очень красивой. Стоит она в очереди в ломбарде. Перед ней пожилой цыган сдает очень много золота, причем старинного. Была там золотая подкова в натуральную величину с изумрудами. Обернувшись и посмотрев внимательно на мою маму, он говорит ей что-то приятное, завязывается разговор. На вопрос о том, откуда у него столько золота цыган не обозлился. Мама не завидовала, ей было просто интересно. И вот, что он рассказал. У цыган есть два момента в жизни, в которых принимают участие всем табором или кланом. Свадьба и похороны. Чтобы набрать деньги на это, со всех собирается золото и сдается в ломбард. А потом каждый вносит деньги на выкуп, и золото возвращается владельцам. Поэтому его так много. И еще: цыгане не имеют право продавать свое золото. Покупать, зарабатывать, кто как может – пожалуйста, а продавать – ни-ни. Таким образом, в семьях из поколения в поколение накапливается золотой запас. Насколько правдив рассказ пожилого цыгана, я не знаю. Кстати, он был безграмотным, и мама расписалась за него на множестве квитанций.
Второй случай рассказала мне тоже в ломбарде одна женщина. Это была перестройка, начало частного предпринимательства. Дама договорилась о встрече, во время которой должна была передать крупную сумму денег возле метро Киевская. Насколько я помню – эквивалентную тогдашней стоимости «Жигулей». В автобусе ее обокрали. Самое ужасное – это были не ее деньги. Женщина в истерике мечется возле метро. К ней подходит цыганка и спрашивает: «Что случилось, почему ты плачешь?». Та ей захлебываясь слезами все рассказывает. «Жди меня здесь» – говорит цыганка и уходит. Через некоторое время возвращается и протягивает женщине деньги – столько, сколько у нее украли. «Когда сможешь- вернешь. А ты вернешь, я знаю. Подойдешь к любой цыганке возле метро и отдашь. Мне передадут» – говорит спасительница и уходит, даже не назвав имени. Надо ли говорить, что деньги женщина вернула.
И, напоследок, цыганские анекдоты. В Москве прошла забастовка цыган. Тысячи горожан остались без будущего.Раньше цыгане воровали, евреи торговали, а русские воевали. А теперь цыгане торгуют, русские воруют, а евреи воюют.Сидят в КПЗ еврей Мойша (часы украл) и цыган Яшка (корову увел). Решил Яшка поддеть Мойшу: – Вы не скажете, который час? – Уже пора коров доить, – отвечает Мойша.L