Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Царица Эстер

17 сентября 2015 / Еврейки в истории
search
Безымянный177

Эстер –  жена персидского царя Ксеркса I. Она спасла евреев Персидской империи от уничтожения, расстроив планы приближенного к царю сановника Амана. Ее настоящее имя – Хадасса. Она была дочерью Авихаиля, который был братом отца Мордехая. Главным источником истории о ней является Пуримская Агада.  


 

Пир на весь мир

  Персидский царь Артаксеркс (на иврите его называют Ахашверош) правил многими землями. На востоке государство его граничило с Индией, а на западе – с Эфиопией. Царь очень гордился своим богатством и могуществом и хотел, чтобы слух о его величии разнесся по всему миру. Однажды Ахашверош устроил грандиозный пир в своей столице Сузах (Шушане) – пир на весь мир! Все жители столицы пили, ели и гуляли в царском дворце целую неделю. Под конец, не зная, чем еще похвастаться, царь велел позвать царицу Вашти, – чтобы весь народ увидел, до чего красива царица. Но царице эта затея пришлась не по вкусу – вот еще новости! Чтобы подгулявший народ пялил на нее глаза? Она отказалась прийти. Ахашверош ужасно разгневался, – кто же захочет повиноваться такому царю, которого собственная жена не желает слушаться? Царь посоветовался со своими министрами и постановил: вместо Вашти взять другую царицу.    

Новая царица

  Самых красивых девушек со всего Персидского царства свезли в столицу, чтобы царь выбрал себе новую жену. В то время в Персидском царстве жило много евреев. И случилось так, что из всех девушек больше всего понравилась царю еврейка Эстер. Царь, правда, не догадывался о том, что Эстер еврейка. Когда царские слуги забирали девушку во дворец, ее дядя, Мордехай, сказал ей: – Никому не открывай, к какому народу ты принадлежишь. Эстер была красивой, нежной и скромной. Ахашверош полюбил ее всем сердцем. Он надел ей на голову корону и объявил всему народу, что Эстер будет новой царицей. “А царь восседает на царском троне в царском дворце”. Настенная роспись из синагоги в Дура-Эйропос (современная Сирия, III век н. э.): рядом с Ахашверошем сидит царица Эстер, вокруг и позади царя – его министры, а слева от него – Аман.    

Как Мордехай спас царя

  Эстер поселилась во дворце, а ее дядя Мордехай приходил каждый день к воротам дворца, чтобы узнать, как она поживает и как себя чувствует. Дело в том, что когда царские слуги явились за ней, чтобы отвести ее к царю, Эстер вовсе не обрадовалась этому. Она совсем не хотела быть женой Ахашвероша. И тогда, чтобы утешить и успокоить ее, дядя пообещал ей каждый день приходить к воротам дворца и справляться о ее здоровье. Отца и матери у Эстер не было. Она была сиротой и воспитывалась в доме Мордехая. И вот однажды, когда Мордехай, как обычно, сидел в воротах, дожидаясь весточки от Эстер, он услышал, как двое стражей, что стояли в воротах, уговаривались убить царя. Мордехай сообщил об этом Эстер, а Эстер обо всем рассказала царю. Ахашверош велел схватить и повесить неверных стражей, а имя еврея Мордехая, спасшего ему жизнь, вписать в царские хроники.    

Аман и Мордехай

  Спустя некоторое время царь приблизил к себе одного сановника по имени Аман и сделал его своим первым министром. Этот Аман был человек коварный и злобный. Весь народ при виде его должен был становиться на колени и кланяться до земли. Но еврей Мордехай ни перед кем не становился на колени, и перед Аманом тоже. Увидел Аман, что Мордехай не падает ниц перед ним, и ужасно разозлился. Решил он погубить Мордехая. И не только его одного, но весь еврейский народ. Аман пришел к царю и сказал: – Царь! Есть в твоем царстве один народ, не похожий на все остальные народы. Эти люди не подчиняются твоим указам и законам. Я думаю, что не стоит тебе позволять им жить на твоей земле. И не лучше ли вообще приказать уничтожить их всех? Если ты согласен, я в этом случае внесу в царскую казну десять тысяч серебряных монет. – Ну что ж, – ответил царь, – поступай, как знаешь. И больше не вспоминал об этом разговоре. Зато злодей Аман не терял времени даром. Он составил указ, повелевающий убить всех евреев, и скрепил его царской печатью. Всех решил погубить Аман – и старых и малых, и женщин и детей. Причем в один и тот же день – чтобы ни один еврей не скрылся и не избежал общей участи. Вот только какой день лучше всего подходит для такого дела, никак не мог решить. И стал бросать жребий – пур. Жребий выпал на тринадцатый день месяца Адара. Тогда Аман разослал во все концы огромного государства гонцов с приказом в тринадцатый день месяца Адара всем жителям Персидского царства убивать евреев. А имущество убитых разрешалось грабить и делить между собой.    

Крик великий и горестный

  Услышали евреи страшную новость, зарыдали в отчаянье, разорвали на себе одежду и стали готовиться к смерти. И Мордехай тоже разорвал на себе одежду, вышел в центр города и закричал криком великим и горестным. Вскоре все жители столицы уже знали, что готовится уничтожение евреев. Служанки Эстер рассказали ей о том, что в центре города стоит и рыдает Мордехай. Эстер очень испугалась и послала одного человека узнать, в чем дело. Поговорил этот человек с Мордехаем и, вернувшись, поведал Эстер и о царском указе, и о десяти тысячах серебряных монет, которые обещал Аман внести в царскую казну за истребление еврейского народа. А еще передал посланец Эстер, что Мордехай велел ей идти к царю и умолять его отменить ужасный указ. – Как же пойду я к царю? – возразила Эстер. – Ведь никто не смеет показываться ему на глаза, покуда не позовут. А любого явившегося без зова ждет одна кара – смерть. Если только царь не протянет ему навстречу свой золотой скипетр. Передали эти слова Мордехаю. – Уж не думаешь ли ты, – спросил он Эстер, – что в царском дворце избежишь участи всех остальных евреев? Может быть, судьбе угодно было сделать тебя царицей как раз для того, чтобы ты спасла свой народ. Эстер поняла, что он прав. – Скажи всем евреям, – попросила она Мордехая, – чтобы они три дня постились и молились. Через три дня я пойду к царю. И если суждено мне погибнуть, значит, погибну. Среди евреев был объявлен трехдневный пост, в котором участвовали по собственной воле и дети. Их светлая вера, искренность и сила которой была принята Всевышним, спасла, в конечном счете, еврейский народ.    

План Эстер

  На третий день оделась Эстер по-царски и вошла во внутренний двор дворца. Остановилась она против входа в царские покои и стала ждать. Ахашверош в это время сидел на своем троне. Выглянул он во двор и заметил Эстер. Очень обрадовался царь ее приходу и протянул ей навстречу свой царский скипетр. Приблизилась Эстер и коснулась конца скипетра. – Что ты хочешь, Эстер? – спросил Ахашверош. – Хоть полцарства проси, все исполню. – Если царю угодно, – ответила Эстер, – пусть придет сегодня на пир, который я устраиваю в его честь. И министра Амана пусть возьмет с собою. – Поторопите Амана! – воскликнул царь. – Мы идем к царице на пир. Пиры Ахашверош любил больше всего на свете. А уж Эстер постаралась угодить царю. Развеселилось сердце Ахашвероша. – Проси, что хочешь, – сказал он Эстер опять. – Хоть полцарства проси – все исполню! – Если я угодила царю, – отвечала Эстер, – пусть придет он с министром Аманом ко мне и завтра. И царь, и Аман вышли из покоев Эстер очень довольные. Но когда Аман увидел еврея Мордехая, который при виде его не только не стал кланяться, но даже с места не двинулся, рассвирепел злодей. Не захотел он дожидаться того дня, в который должны были погибнуть все евреи, а по совету своей жены Зереш решил назавтра же повесить Мордехая на самом высоком дереве.    

Царские почести

  В эту ночь Ахашверош не мог уснуть. Чтобы как-то провести время, велел он слуге читать вслух царские хроники. И вот, когда слуга дошел до того места, в котором описывалось, как еврей Мордехай спас царю жизнь, прервал его Ахашверош и спросил: – А как наградили этого человека? – Никак, – ответил слуга. Тогда позвал Ахашверош Амана и сказал: – Что сделать для человека, которому царь хочет воздать почести? “Кому, как не мне, может пожелать царь воздать почести?” – подумал довольный Аман и сказал вслух: – Пусть этого человека оденут в царские одежды и посадят на коня, на котором ездит царь. И пусть один из твоих вельмож возьмет в руки поводья, и пойдет впереди коня, и будет возглашать: “Вот что делают для человека, которому царь хочет оказать почет!” Тут Ахашверош сказал Аману: – Так и сделаем. Возьми одеяние и коня, посади на коня еврея Мордехая, а сам иди впереди и возглашай то, что ты сказал. И пройди с Мордехаем, восседающим на моем коне, через весь город, чтобы весь народ видел и слышал. Да смотри – ничего не перепутай.      Не посмел Аман ослушаться царя и сделал все так, как тот велел. Но так ему было тошно идти впереди Мордехая, восседающего на царском коне, да при этом еще объявлять народу, что ненавистный еврей удостоился царских почестей, что он совсем забыл о приглашении Эстер. Вернулся Аман домой злой и мрачный, как туча. Но тут пришли царские слуги и отвели его к царице на пир. А царь развеселился еще пуще вчерашнего. Выпил он вина и снова спросил Эстер: – Что ты хочешь, царица? Проси все, что угодно, все исполню! Как Аман собирался поступить с Мордехаем, так поступили с ним самим. Ахашверош велел Аману оказать почести Мордехаю: облачить его в царские одежды и верхом на коне, на котором ездил царь, провести по улицам города, провозглашая: “Так делают для человека, которому царь хочет оказать почести!” – О царь! – сказала Эстер. – Спаси меня! Пусть будет дарована мне моя жизнь, мне и моему народу. – Что ты говоришь? – удивился царь. – Кто посмел угрожать тебе, моя царица? – Он! – ответила Эстер и указала на Амана. – Он враг мой и моего народа. Разгневался царь и велел казнить Амана. И повесили злодея на том самом дереве, на котором он собирался повесить Мордехая.    

Спасение и ликование

  После этого упала Эстер к ногам Ахашвероша и стала умолять его отменить указ об истреблении еврейского народа. – То, что подписано именем царя и скреплено царской печатью, нельзя отменить, – сказал Ахашверош. – Но я издам новый указ. Пусть евреи в каждом городе соберутся и встанут на защиту своей жизни. И пусть убивают всех, кто вздумает напасть на них. Этот новый указ был разослан во все концы государства. Евреи вооружились и приготовились отразить любое нападение. В тринадцатый день месяца адара все враги, которые надеялись поживиться за счет евреев, были перебиты. А Мордехая царь назначил своим первым министром вместо злодея Амана. Мордехай и Эстер велели евреям каждый год во все времена 14-го и 15-го адара отмечать праздник Пурим – чтобы не забыли ни они сами, ни их потомки, как скорбь и плач обернулись для них победой и радостью. Завершается книга сообщением о том, что вся история записана в летописях Персидского царства.

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Недельная глава Ницавим - Один за всех

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11