Этот год начался сразу с трех последовательных дней духовного возвышения: два дня Рош ѓа-шана, за которыми сразу последовал Шабат. В Шабат Шува раввин города по традиции выступает перед общиной, и это выступление должно включать и ѓалаху, и слова убеждения. Р. Лазар не только Главный раввин России и раввин главной синагоги, но и главный раввин Москвы. И вот он начал с нескольких вопросов о «Законах раскаяния» Рамбама.
Рамбам перечисляет в одном параграфе три, казалось бы, не связанных между собой вопроса: а) трубление в шофар как призыв к духовному пробуждению от «сна в суете времени», б) необходимость видеть себя и мир как весы, уравновешенные между заслугой и виной, когда один поступок может склонить чашу весов, в) обычай умножать добрые дела и вставать ночью для покаянных молитв в «десять дней раскаяния».
«Несмотря на их различия, – отметил р. Лазар, – эти три темы связаны одной центральной идеей: служение Всевышнему из любви, глубокой и постоянной любви. В конце Законов о раскаянии Рамбам подчеркивает, что тот, кто служит Всевышнему из любви, «постоянно погружен в свою любовь». Это высокая степень «прилепления» к Всевышнему, при которой человек занят служением Ему не из расчета на награду, не из страха перед наказанием, а из сильного внутреннего стремления.
Шофар призван выполнить именно эту задачу: пробудить нас от рутины жизни и напомнить нам о ее цели – быть погруженными в любовь к Всевышнему вместо погружения в суету мира. Такая любовь выражается в желании постоянно приближаться к Всевышнему, отсюда необходимость добавлять все больше и больше добрых дел. А почему? Потому что в таком состоянии человек чувствует, что каждое его малое действие может склонить весь мир к добру.
И такая любовь особенно ощущается в Десять дней раскаяния, о которых сказано «Ищите Его, когда Он близок», и человек не довольствуется своим служением днем, но желает служить Всевышнему и ночью».
Читайте также