Три тайны или то, чего не знал про себя великий Дунаевский
21 февраля в зале «Амфитеатр» МЕОЦа при участии клуба «ХОРОШИЙ ВЕЧЕР» прошёл моно-спектакль Дмитрия Минченка об отце-основателе жанра советской песни – Исааке Дунаевском в жанре – Stand–up драма.
Гости увидели моно-спектакль Дмитрия Минченка о гениальном композиторе и его двух сыновьях: Евгении (Гене) и Максиме. Минченка по праву можно назвать первооткрывателем жанра stand-up драма – в противовес stand-up comedy. То что он рассказывает не заучивается специально, а рождается, как импровизация по принципу «здесь и сейчас» в конкретном месте прямо перед зрителем. Сила этой импровизации в том, что она производит впечатление специально срепетированного текста. Изначально есть только канва, всё остальное – неповторимо, и прежде всего сюжет, приходящий «с неба», рождающийся в зависимости от места, где рассказывает свои истории драматург Минченок.
Происходившее с Исааком Дунаевским практически не известно широкому зрителю: внимание к нему Сталина, зачастую подозрительное, и зависть коллег, любовь к одной женщине, затем к другой – пока, наконец, он не находит ту, что составит счастье всей его жизни – матери Максима Дунаевского, красавице – балерине Зое Пашковой – становится краеугольным камнем сюжета. Декорации – собственно сцена Еврейского Центра – маленький подиум, семисвечник, микрофон, рояль, которые благодаря чуду авторского рассказа превращаются в декорацию Дома Творчества в Комарово, где в 1939 году выступал композитор. Возникает чудо погружения в судьбу композитора, в которого Дмитрий Минченок как будто полностью перевоплотился. Удивителен слог, которым говорит исполнитель – шекспировский, поэтический.
Рассказ о Дунаевском подан как исповедь самого композитора, судьба которого не так радужна, как может показаться со стороны, создавая эффект личного воспоминания автора – рассказчика. Подобная подача «включает» в зрителя в реальность советских лет, заставляя становиться свидетелем подлинного возвращения прошлого.
Детектив и мистика – две двигающие пружины рассказа Минченка. Мистична история о спасении старшего сына композитора – художника Евгения Дунаевского, жизнь которого как будто была обменена на жизнь отца, когда он в час его смерти провалился под лёд в самом сердце Арктики. Детективная сторона – рассказ о тайном преследовании и травле прославленного композитора со стороны коллег. Дмитрий Минченок погружает в эпоху одним своим голосом, доводя до настоящего катарсиса, к которому приближает и музыка, написанная сыном Исаака Максимом.
В числе гостей премьеру Минченка в «Амфитеатре» почтил прославленный кинорежиссер Ираклий Квирикадзе с супругой, совсем недавно выпустивший грандиозную киноленту «Распутин» с Жераром Депардье в главной роли, и генеральный директор компании «Совтелеэкспорт», продающая за рубеж всю продукцию ВГТРК, Юлия Матяш.
Минченок Дмитрий Анатольевич – драматург, исполнитель, исследователь и историк. Родился в Витебске, где его родители хорошо дружили с семьёй знаменитого художника Марка Шагала. Дмитрий Анатольевич – автор единственной академической биографии Исаака Дунаевского «Исаак Дунаевский – Красный Моцарт», собранной им по крупицам из уст людей, видевших и друживших с композитором. Книга полуила Серебряную Медаль фонда Ирины Архиповой, как «Лучшая книга десятилетия о музыке и музыкантах». Первое издание послужило основой для ряда научных диссертаций о Дунаевском среди германских музыковедов.
Долгие годы Дмитрий Анатольевич Минченок писал рассказы и очерки для «МК-Воскресенье», позднее на основе этих сюжетов выпустил книгу «43 истории любви», в которой Минченок иначе взглянул на реальную биографию звёзд науки и кинематографа, дав читателям возможность представить, что все они родились в другой стране и в другую эпоху. Например, Леонардо Да Винчи в его фантазии жил в эпоху Элвиса Пресли и всю жизнь провел в тюрьмах, осуждённый за невыполненные в срок заказанные работы. Босх родился в эпоху Чарли Чаплина и стал первым в мире режиссером фильмов ужасов. А Марк Шагал появился на свет в древнем Китае. Часть этих альтернативных фантасмагорических биографий была экранизирована в Голландии. В 2005 году Дмитрий Минченок написал альтернативную биографию литературного персонажа Кармен, позже, превращённую им в пьесу «Кармен Иначе», изданную на французском и румынском языках в сборнике «Пять лучших пьес года». В 2012 году пьесу поставили в Липецке режиссером Анной Фекета. Пьеса о двойниках известных людей «Кто вы, мадам?» поставлена в Витебском академическом театре им. Якуба Коласа режиссером Николаем Пинигиным, затем в Московском театре Эстрады под названием «Прощай Марлен Здравствуй». Художественным руководителем постановки стал народный артист России Геннадий Хазанов. В «Прощай Марлен Здравствуй» впервые на сцене дебютировала актриса Елена Морозова. Спектакль стал призёром фестиваля современной драматургии в Белоруссии и Германии. Постановка в Московском Художественном Театре под руководством Олега Табакова пьесы «Последняя ошибка Моцарта» стала вехой в творчестве Минченка. Спектакль поставил народный артист России Юрий Еремин. Сюжет представлял собой новый, фантасмагоричный взгляд на жизнь Моцарта. В пьесе две вдовы встречаются в старом заброшенном доме, чтобы разузнать подробности загадочной смерти, которая произошла в этом месте много лет назад. Одна из дам – вдова Моцарта, другая – Сальери. У двух женщин есть только одна ночь, чтобы узнать страшную тайну.
За документальный фильм «Моцарт», снятом по заказу телеканала «Россия», в котором прослеживается масонская судьба композитора, он получил премию Фонда «Российская академия телевидения» «Тэфи» и стал лауреатом национальной премии «Лавровая ветвь», как лучший сценарист.
Дмитрий Минченок – автор более сорока художественных и документальных лент, в том числе фильма об уникальном разведчике Николае Хохлове, который должен был «устранить» бывшего руководителя Временного Правительства Александра Керенского, затем знаменитого офицера Белой Гвардии, руководителя отдела секретных операций Народно-Трудового союза российских солидаристов, ратовавшего за возвращение монархии в СССР, последовательного борца со сталинским режимом Георгия Околовича. Дмитрий Минченок -единственный российский журналист, которому диссидент и бывший советский нелегал, ставший гражданином США, Николай Хохлов согласился передать свою неопубликованную книгу и дал эксклюзивное интервью, надеясь, что о нём снимут объективный фильм, который, к сожалению, таковым не стал. Автор исторической книги «Могила Неизвестного Солдата», в которой впервые раскрыл полную драматических подробностей историю создания мемориала возле Кремля. Также автор книги о легендарном сталинском сподвижнике, руководителе Абхазии – Несторе Лакоба, написанной на основе воспоминаний последнего охранника Нестора – Давлета Кандалия, бывшего двойником своего шефа. Вместе со своей женой – племянницей Лазаря Кагановича, дочерью одного из основоположников научно-популярного кино в СССР Давида Дубинского, режиссёром и фотохудожником Ольгой Дубинской, Дмитрий Анатольевич написал книгу об Абхазии «Сны об Апсны», в которой через собрание коротких миниатюр – баек рассказывается о природе уникального абхазского юмора. Также в дуэте с Ольгой Дубинской, снял первый российский документальный фильм о первом Президенте Республики Абхазия Владиславе Ардзинба «Страсти по Владиславу». Фильм получил гран-при конкурса «Страна Души».
Как архивный историк Дмитрий Минчёнок ввёл в публичный оборот уникальную пленку, разысканную им совместно с Ольгой Дубинской, являющейся записью речи Хрущева на встрече 7 марта 1963 года в Кремле с интеллигенцией, когда он обрушился на Андрея Вознесенского, обвинив 27-летнего поэта в антикоммунизме. Вторая находка – секретная запись того же Никиты Хрущева на встрече с интеллигенцией, но уже на Ленинских горах (годом ранее), где Хрущёв обрушился с критикой на художников-формалистов, в том числе на Бориса Жутовского, сравнив его портреты с «унитазами», и обратив, тем самым внимание европейских антисоветских организаций на средней руки художников, которые вдруг в одночасье стали известны на Западе, благодаря «высочайшей» критике. Пленка послужила основой для пьесы, премьера которой состоялась в театре Doc у Елены Греминой, режиссёр Питер Кротенко. В пьесе Дмитрия Минченка (авторское название «Хру-Хру или как Нам было страшно») автор рассказывает, как своей, справедливой по сущности, критикой Никита Хурщев прославил весьма средних по одаренности, художников.
Дмитрий Минчёнок некоторое время жил в Швейцарии, где сдружился с сыном писателя Владимира Набокова – Дмитрием. Результатом этой дружбы стала книга , готовящаяся сейчас к печати, в которой рассказывается невероятная, почти авантюрная история жизни сына автора прославленной «Лолиты», которому пришлось прожить несколько жизней, сделав несколько карьер: успешного киноактера, оперного певца – друга Лючано Паваротти, и секретного агента влияния, выполняющего деликатные поручения по заданию правительства США.
Однако, вершиной исследовательской деятельности Дмитрия Минченка, все же по праву считается биография Исаака Дунаевского, третье издание которой сейчас готовится к печати, и планируется к экранизации, и спектакль на тему которой и был представлен в Еврейском Центре.
Штерна Сара Белькина