В начале главы “Трума” трижды упоминается повеление о приношении. Как объясняют мудрецы, имеются в виду три вида приношений: приношение серебра, из которого изготовлялись подножия балок, составлявших строение Святилища, приношение серебряных шекелей (для нужд жертвоприношений) и приношение на строительство всего Святилища.
Эта заповедь – о строительстве Святилища Всевышнему – вечна и актуальна во все времена. Даже сейчас мы обязаны возводить для Творца духовное Святилище, чтобы Б-жественное Присутствие пребывало среди нас. И так же, как возведение Святилища в пустыне происходило за счет трех видов приношений, наше духовное служение осуществляется по трем направлениям.
Повседневная задача человека имеет основой три вещи, на которых держится мир: Тора, Служение (жертвоприношения, ныне заменяемые молитвой) и Добрые дела, – которые и соответствуют трем видам приношений.
Тора соответствует приношению для изготовления подножий шатра. Подножия служили основой, фундаментом всего шатра, Б-жественного пребывания в нем – так и Тора является основой и источником раскрытия святости в мире, основой всех заповедей и добрых дел.
Служение в молитве соответствует приношению шекелей. На это серебро приобретались животные для общественных жертвоприношений – и молитвы тоже были установлены в соответствии с распорядком жертвоприношений. Жертвоприношение на иврите называется корбан. Однокоренным этому слову на иврите же является слово кирув – “приближение”, а задача жертвоприношения заключается в том, чтобы приблизить человека к Б-гу. Молитва на иврите тфила, однокоренное этому слову птил – связка, соединение – так как молитва связывает человека с Б-гом и возвышает его к святости.
Добрые дела, включающие в себя исполнение всех заповедей, соответствуют приношению на возведение строения Святилища. Для построения Святилища евреи принесли вполне земные материалы: золото, серебро, медь, дерево и т. д. – и возвели из них место пребывания Шхины. И подобно этому заповеди имеют отношение к нашей повседневной жизни, исполняются нами с использованием обычных материальных вещей, и благодаря этому Б-жественная святость привлекается в материальность этого мира.
Эти три ценности, Тора, Служение и Добрые дела, соответствуют тройственному единству, охватывающему вселенную – Б-г, человек и мир. Тора есть мудрость Всевышнего, жертвоприношение (и молитва) – путь приближения человека к Б-гу, заповеди призваны внести Б-жественную святость в материальный мир.
Поэтому они и называются столпами, на которых стоит мир, поэтому-то при возведении Святилища нужны были соответствующие им три вида приношений – ведь эти три основы создают цельность и совершенство, когда Б-г благодаря работе человека раскрывается в мире.