Гость, который приехал в Москву по рабочим делам на несколько дней, явно выглядел неспокойным. «Хорошая ли у вас гостиница? Хорошо ли вы себя чувствуете? Вам чего-нибудь не хватает?» – спрашивал я его. «Всё в порядке, только я не взял с собой мой пакетик с миндалём». «Миндаля здесь полно», – ответил я. «А кашерного?» «Тоже есть, причём обжаренный евреями». Гость увидел, что я несколько удивлён его озабоченностью вопросом миндаля, и объяснил: «Учёные установили, что те, кто ест миндаль минимум пять раз в неделю, вполовину реже получают инфаркт, ведь в миндале много витамина Е, антиоксиданта, это сберегает сердце… И вообще, миндаль хорошо насыщает, так что в течение дня, в поездках, я привык есть миндаль. А сейчас забыл дома…»
Я поспешил купить для него миндаль в отделе сухих плодов магазина «Кошер гурмэ», находившегося рядом. И всё время я думал: миндаль связан с чем-то ещё, но с чем? И вдруг вспомнил: с «тремя неделями» между 17 тамуза и 9 ава, с вопросами изгнания и Избавления.
На этой неделе мы читаем две главы вместе – «Матот» и «Масэй», и завершаем при этом чтение четвёртой книги Пятикнижия, Бемидбар. Ѓафтара на этой неделе – из книги Ирмеяѓу. Большая часть пророчеств Ирмеяѓу посвящены изгнанию и избавлению. Он жил в конце эпохи Первого храма и постоянно призывал народ Израиля к раскаянию, чтобы это предотвратило разрушение Храма и изгнание народа. В одном из самых первых пророчеств, приведённых в книге, Ирмеяѓу видит как бы загадку: палку из миндального дерева. Что означает это видение? Всевышний сам объясняет ему: миндаль – «шакед», «и Я бдительно слежу (шокед) за исполнением Моей воли», сказано в книге Ирмеяѓу. Это выглядит как шарада. А какова нужда в этой шараде? Что это даёт нам? Ведь известно, что те пророчества, которые были необходимы только для конкретного момента, не были записаны, а в книги попали лишь те, что нужны и для грядущих поколений.
Гемара говорит: «Миндаль напоминает о трёх неделях между Семнадцатым тамуза и Девятым ава», и Раши поясняет: «потому что созревание миндаля длится двадцать один день». У меня есть два вопроса к этому объяснению. Первый: мало ли какие числовые совпадения можно найти, только благодаря совпадению чисел Ирмеяѓу увидел пророчество? А второй: если речь идёт о созревании миндаля, почему Ирмеяѓу увидел «миндальную палку», а не сам плод?
*
В эпоху Второго храма жил мудрец р.Йеѓошуа бен Хананья, левит, который играл вместе с другими левитами на музыкальных инструментах в Храме. Он был весьма мудр и остр умом, так что мог быстро отреагировать в споре. Поэтому он участвовал во многих диспутах с противниками еврейства, на которых ценилось умение быстро и точно «срезать» оппонента. В трактате Ктубот приводится история о его диспуте с афинскими мудрецами. Диспут этот вёлся в основном намёками и аллегориями, так что в течение многих поколений еврейские мудрецы пытались их расшифровать и понять, почему р.Йеѓошуа дал именно такой ответ и почему афинские мудрецы были им удовлетворены. Десятый вопрос был следующим. Афинские мудрецы показали р.Йеѓошуа два яйца и спросили: какое от белой курицы, а какое от чёрной? Рабби Йеѓошуа на это показал им два куска сыра и спросил: какой сыр из молока белой козы, а какой – чёрной? Этот ответ почему-то удовлетворил афинских мудрецов.
На первый взгляд это очень странный вопрос. Разве афинские мудрецы не могли предвидеть, что на их головоломный вопрос последует аналогичная реакция? Ведь и они сами не могли бы различить ни два яйца, ни два куска сыра. Значит, здесь есть что-то ещё. Рав Шмуэль Эйдельс, Маѓарша, расшифровывает вопрос так. Курица несёт яйцо спустя двадцать один день после оплодотворения, говорит он. И афинские мудрецы спросили р.Йеѓошуа: у вас в календаре есть два периода по 21 день, один – «три недели» с 17 тамуза по 9 ава, а другой – с Рош ѓа-шана до конца праздника Суккот. Один период – траурный, другой – радостный. Но яйца от всех куриц одинаковы! Так и все дни в календаре одинаковы. Не имеет смысла выделять траурные дни для духовной работы, не имеют смысла дни тишрея для радости. Девятое ава было – и прошло, и оно не повторяется ежегодно, и незачем думать об этом каждый год.
Рабби Йеѓошуа отвечает им: Если вы заговорили о днях с Рош ѓа-шана до Суккот, вспомните Йом-кипур в середине. Кульминацией этого дня было действие с двумя козлами. Первосвященник с помощью жребия доставал двумя руками две таблички, на одной было написано «Для Г-спода», на другой – «к азазелу», и клал их на головы двум козлам. Козлы были совершенно одинаковыми. Но один из них шёл на жертву, кровь от которой вносилась в Святая святых – его р.Йеѓошуа называет «белым», а другой «уносил грехи евреев в пустыню», его р.Йеѓошуа называет «чёрным». И происходило чудо: на входе в Храм подвешивали пучок шерсти, окрашенной красным, и когда козёл прибывал в пустыню, шерсть становилась белой. Так исполнялось сказанное пророком Йешаяѓу: «Если будут грехи ваши красными, как кармин – как снег побелеют». Получается, что оба козла, несмотря на совершенно различную их судьбу, служили искуплению грехов сынов Израиля.
И вот р.Йеѓошуа показал афинским мудрецам два куска белого козьего сыра. «Какой из них от белой козы, а какой – от чёрной?» Какое искупление достигнуто отсылкой козла в пустыню, а какое – принесением козла в самую главную жертву? Вы можете подумать, что безлюдная пустыня – это полная «чернота», которая никак не может служить святому делу. Вы можете думать, что «чёрные» дни еврейского календаря знаменуют трагические события, которые произвели свой трагический эффект и больше никак не могут быть использованы. Мы же считаем иначе. Безлюдная пустыня искупает грехи так же, как святая жертва. Траурные три недели могут возвысить душу и приблизить Избавление так же, как радостные три недели – при всей разнице между ними. И белая, и чёрная курица откладывают белые яйца, не какие-нибудь другие. И белая, и чёрная коза производят белый сыр, а не какого-либо другого цвета.
*
В свете этого мы можем попробовать понять видение Ирмеяѓу о миндальной палке. Ребе объясняет: миндальный орех в начале созревания горек, и только к концу делается вкусен. Это говорит видение: вот миндаль, «шакед», и Всевышний бдительно следит, «шокед», за исполнением Своей воли о наказании евреев. Но помните, что миндаль горек только вначале, и эта горечь – условие для его созревания и появления вкуса. Так в изгнании скрыто Избавление. И недаром Ирмеяѓу был показан не плод с семенем, не цветущая ветка, а сухая палка. Это только у растений сухая палка – навсегда сухая. У евреев даже катастрофа таит в себе семена Избавления.
Таково наше служение весь год, и в первую очередь – в три недели «бейн ѓа-мецарим». Творя добро, усиливая любовь к людям, лучше исполняя заповеди, мы можем оживить сухое, сделать горькое сладким и привести Избавление.
Ходеш тов, хазак хазак ве-нитхазек
гут шабес
Шия