В главе “Шофтим” Тора описывает законы еврейского судопроизводства. Согласно одному из таких требований, судьи могут принимать во внимание свидетельство лишь от двух очевидцев как минимум: “Дело должно решаться по словам двух или трех свидетелей”.1
Мироздание обустроено Творцом гармонично: реальность земная является отображением высшей реальности, а в законах, дарованных нам здесь, проявляются некие высшие закономерности. Поэтому мудрецы Талмуда задают вопрос: когда человека судят за его тайные грехи, совершаемые тишком, показания каких двух свидетелей принимаются к рассмотрению Небесным судом?
Ответ дается следующий: против него свидетельствуют стены его дома и его домочадцы. Зогар, главная книга Каббалы, истолковывает эти слова так: “стены” – это сердечная стенка, “домочадцы” – все прочие органы тела, которое является “домом” для его души. То есть человек в себе самом несет свидетельства о своих дурных поступках. И даже о помыслах, на что указывает упоминание сердца.
Дело в том, что наши ошибки, нарушения правил, установленных Всевышним в сотворенном Им мире, не проходят бесследно, а оказывают губительное воздействие и на душу человека, и на его тело. Именно это, а не мстительность ревнивого Б-га, обуславливает необходимость очищения, через которое человек проходит после смерти: душа на время попадает в Чистилище, а тело разлагается, что тоже весьма болезненно ощущается душой.
Человек как существо, как личность, не только является автором своих поступков, но и подвергается деформации в результате их свершения. Потеря контроля над своими поступками может усугубить деградацию человека как личности и даже отразиться на состоянии его тела. Говоря символическим языком книги Зогар, “грехи злодея выгравированы на его костях”.
Но с другой стороны, как сказано там же, “заслуги праведного” увековечиваются аналогичным образом. То есть, исправляя свое поведение, можно подвергнут свою личность и тело позитивной трансформации. И буквально облагородить себя.