Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Трактат “Почему Тора была дарована на горе Синай”

16 мая 2015 / Главная / Еврейские праздники / Шавуот / Уроки праздника
search

Почему Тора была дарована именно на горе Синай, а не на Таворе, Хермоне или Кармеле, которые тоже обращались к Всевышнему с просьбой, чтобы Тора была дарована на них? В переводе Йонатана[1] приводится интерпретация стихов “Горы размякли”[2], а также стиха “Чего выжидают высокие горы”[3]: “Я не желаю давать Тору на высоких горах, надменно и пренебрежительно относящихся к другим, но гора Синай исполнена смирения”. Понятия надменности и пренебрежения используются также в переводе стиха “презрение к долине голубей”[4]. Высота Тавора и Хермона олицетворяет самовозвеличивание, основанное на высокомерии, которое является корнем всего зла, как это проявляется в “разбиении сосудов[5]. В то же время суть Торы – в смирении и отказе от своего “я”. Об этом сказано “не оскверняйте Мое святое Имя”[6], как и во многих других местах[7]. И так сказали наши мудрецы[8]: Тора дается в подарок тому, кто превращает себя в пустыню, по которой ходят все, то есть, согласно комментарию Раши, полностью избавляется от высокомерия. Поэтому говорится “да будет душа моя как прах пред всеми”[9], ибо только тогда возможно выполнение просьбы “открой сердце мое в Торе Твоей”[10].

Поэтому Тора дана на горе Синай, самой малой из гор.

Однако, возникает вопрос: если все это так, зачем вообще нужна гора? Гора ведь означает самовознесение, даже учитывая то, что Синай олицетворяет очень слабое самовознесение.

Суть состоит в том, что хотя действительно, следует быть весьма смиренным и скромным, необходимы также уверенность в себе и в своих силах, как об этом говорится в стихе “Вознеслось его сердце на путях Всевышнего”[11].

Ибо если совсем не воспарит сердце, невозможно будет испытать наслаждение от служения, подход к которому в таком случае будет определяться риторическим вопросом: “Кто я такой, и что есть мое служение?” Поэтому, хотя главную роль должно играть смирение, необходимо, чтобы сердце вознеслось в желании и духовной жажде[12]. В этом же состоит смысл стиха “И добавят бедняки Всевышнему радости”[13]: радость испытывают, когда душа преисполняется мощью и воспаряет, но привлекаются эти радость и преисполнение мощью не иначе как посредством через смирение и скромность. Об этом же говорится в Тании[14]: человек презирает в себе аспект тела и животной души, но преисполнен радости со стороны своей Б-жественной души и заключенной в ней Б-жественной искры, которая дает ей жизненную энергию.

Таким образом, именно “бедняки” “добавляют Всевышнему радости”. В этом и состоит сущность горы Синай, которая обрушила ненависть на дурные свойства души[15] в соответствии со сказанным[16]: “всегда пусть гневается человек на свое дурное начало”. Гнев этот – проявление самоуверенности и самовозвышения перед дурным началом. Но основа всего – смирение и отказ от своего “я”, чтобы подавить Ситра Ахра[17].

Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)

Перевод и комментарии Якова Ханина

 
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Йонатан бен Узиэль один из величайших мудрецов, живший в период, предшествовавший разрушению Второго Храма. Автор перевода Писания на арамейский язык. В отличие от более буквального перевода Онкелоса перевод Йонатана включает в себя комментарии и интерпретации Писания.
2.
Шофтим (Судьи), 5:5.
3.
Псалмы, 68:17.
4.
Псалмы, 123:4. Долина символизирует смирение, гора – высокомерие, голуби – любовь к Всевышнему.
5.
Основными элементами устройства духовных миров являются свет – Б-жественная энергия, дающая миру способность существовать, – и сосуды – атрибуты или Б-жественные эманации, определяющих структуру мира. Мир Тоу (букв. “хаос”) представляет собой интенсивно духовный первичный хаос. Каждый из составляющих его Б-жественных атрибутов действует независимо, будучи не в состоянии обьединиться с противоположным атрибутом. Поэтому атрибуты мира Тоу олицетворяют собой самомнение, самовозвеличивание и, как следствие, неспособность терпеть никого другого, что в сочетании с величайшей интенсивностью облекающегося в них света, приводит к разрушению. В трудах хасидизма это называется “разбиением сосудов” мира Тоу. Мир Тикун (букв. “исправление”) представляет собой упорядоченное и, по сравнению с разрушившимся миром Тоу, ограниченное состояние Творения. В мире Тикун составляющие его Б-жественные эманации или атрибуты не только допускают существование противоположных атрибутов, но и способны обьединяться друг с другом: один может включать другой и помогать ему. Атрибуты мира Тикун олицетворяют собой смирение, отказ от свего “я”. И конечная Б-жественная цель состоит в том, чтобы зрелая упорядоченность сосудов мира Тикун стала преобладающей, соединившись с мощью света Тоу.
6.
Пятикнижие, книга Вайикра, 22:32. Йуд – первая буква четырехбуквенного Имени Всевышнего, являющегося источником всего Творения, и, соответственно с нее начинается все мироздание. Йуд – самая маленькая буква, соответственно, представляющая собой смирение и отказ от своего “я”. Тем самым эти качества – источник святости, а самомнение и ощущение собственной важности – источник всего, что противоположно святости. Таким образом, самомнение и ощущение собственной важности оскверняют святость Имени Всевышнего.
7.
В этом же состоит внутренний смысл стиха “не допускай отсутствия соли” (там же, 2:13). (Примечание Цемах Цедека) См. Ликутей Тора, Вайикра, 4г. Речь идет о заповеди добавлять соль ко всем жертвоприношениям. В маамаре, комментирующем этот стих, Алтер Ребе объясняет, что соль самма по себе не является “вкусной”, но придает вкус мясу или муке. Пища ассоциируется с изучением Торы, а соль – с существенно удаленным от творения трансцендентным уровнем святости, который благодаря полному растворению себя в святости дает возможность творению ощутить “вкус” связи с Творцом.
8.
Талмуд, трактат Эрувин, 54а.
9.
Окончание молитвы Шмонэ Эсре. См. также трактат Брахот, 17а.
10.
Эта идея разбирается в конце маамара “Черпайте воды с радостью”. (Примечание Цемах Цедека) Ликутей Тора, Дварим, 79г.
11.
Диврей Айамим II, 17:10. Об этом же говорится в маамаре “Ваявиу левуш малхут”. (Примечание Цемах Цедека) Тора Ор, 91б. См. также у Мителер Ребе в “Пируш Амилот”, гл. 147.
12.
В желании и жажде стать ближе к Всевышнему. См. маамар “Ваявиу левуш малхут”, а также “Эйхалцу меитхем” относительно мира в Небесном воинстве, проявляющемся в душе – интеллекте и эмоциях и т.д. (Примечание Цемах Цедека) В маамаре “Эйхалцу меитхем” (Ликутей Тора Бамидбар 86г) объясняется, в частности, что интеллект (“мозг”) – более высокий аспект атрибутов души – ассоциируется с водой и смирением (вода течет вниз), а эмоции (“сердце”) – аспект души подчиненный интеллекту – ассоциируются с огнем и вознесением (языки пламени стремятся наверх).
13.
Йешаяу, 29:19. Бедняк олицетворяет смирение, которое ведет к выполнению воли Всевышнего, что в свою очередь осуществляет желание Всевышнего – превращение физического мира в жилище для Него, и таким образом приносит Всевышнему радость. В то же самое время исполнение желания Всевышнего позволяет исполнителю объединиться с Ним, что приносит величайшую радость самому исполнителю.
14.
Книга Средних, гл.34.
15.
Трактат Шаббат, 89а. “Название Синай происходит от слова “сина” – ненависть – потому что гора Синай обрушила ненависть на идолопоклонников” тем, что Тора, которая дана на горе Синай, провозглашает неприятие идолопоклонства. Дурные свойства души ассоциируются с идолопоклонством, поскольку восстают против того, что требует Всевышний.
16.
Трактат Брахот, 5а.
17.
Ситра Ахра – буквально, “другая сторона”. Сторона творения, противоположная святости. Благодаря подавлению ситра ахра в физическом мире раскрывается свет всевышнего. См. то, что сказано о сущности горы в маамаре “Симени кахотам” (Ликутей Тора, Шир Аширим, 45а), а также сказанное в маамаре “Кол доди” (Ликутей Тора, Шир Аширим, 14б) о стихах “скачет по горам” (Шир Аширим (Песнь Песней), 2:8) и “поднимут горы мир народу” (Псалмы, 72:3) и в конце маамара “Шува Исраэль”. (Источники указаны в примечании Цемах Цедека) В маамаре “Симени кахотам” объясняется, что гора олицетворяет собой раскрытие любви, таящейся в глубинах души. В маамаре “Кол доди” говорится, что “скачет по горам” в частности означает возвышение с помощью горы, а гора олицетворяет Тору. Кроме того, Тора называется миром, поскольку благодаря ее изучению и исполнению указанных в ней заповедей устанавливается гармония и мир в духовных мирах и в физическом мире. В этом состоит объяснение стиха “поднимут горы мир народу”.

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Тора с Эйди Куравски. Недельная глава Шмот

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11