Почему Тора была дарована именно на горе Синай, а не на Таворе, Хермоне или Кармеле, которые тоже обращались к Всевышнему с просьбой, чтобы Тора была дарована на них? В переводе Йонатана[1] приводится интерпретация стихов “Горы размякли”[2], а также стиха “Чего выжидают высокие горы”[3]: “Я не желаю давать Тору на высоких горах, надменно и пренебрежительно относящихся к другим, но гора Синай исполнена смирения”. Понятия надменности и пренебрежения используются также в переводе стиха “презрение к долине голубей”[4]. Высота Тавора и Хермона олицетворяет самовозвеличивание, основанное на высокомерии, которое является корнем всего зла, как это проявляется в “разбиении сосудов[5]. В то же время суть Торы – в смирении и отказе от своего “я”. Об этом сказано “не оскверняйте Мое святое Имя”[6], как и во многих других местах[7]. И так сказали наши мудрецы[8]: Тора дается в подарок тому, кто превращает себя в пустыню, по которой ходят все, то есть, согласно комментарию Раши, полностью избавляется от высокомерия. Поэтому говорится “да будет душа моя как прах пред всеми”[9], ибо только тогда возможно выполнение просьбы “открой сердце мое в Торе Твоей”[10].
Поэтому Тора дана на горе Синай, самой малой из гор.
Однако, возникает вопрос: если все это так, зачем вообще нужна гора? Гора ведь означает самовознесение, даже учитывая то, что Синай олицетворяет очень слабое самовознесение.
Суть состоит в том, что хотя действительно, следует быть весьма смиренным и скромным, необходимы также уверенность в себе и в своих силах, как об этом говорится в стихе “Вознеслось его сердце на путях Всевышнего”[11].
Ибо если совсем не воспарит сердце, невозможно будет испытать наслаждение от служения, подход к которому в таком случае будет определяться риторическим вопросом: “Кто я такой, и что есть мое служение?” Поэтому, хотя главную роль должно играть смирение, необходимо, чтобы сердце вознеслось в желании и духовной жажде[12]. В этом же состоит смысл стиха “И добавят бедняки Всевышнему радости”[13]: радость испытывают, когда душа преисполняется мощью и воспаряет, но привлекаются эти радость и преисполнение мощью не иначе как посредством через смирение и скромность. Об этом же говорится в Тании[14]: человек презирает в себе аспект тела и животной души, но преисполнен радости со стороны своей Б-жественной души и заключенной в ней Б-жественной искры, которая дает ей жизненную энергию.
Таким образом, именно “бедняки” “добавляют Всевышнему радости”. В этом и состоит сущность горы Синай, которая обрушила ненависть на дурные свойства души[15] в соответствии со сказанным[16]: “всегда пусть гневается человек на свое дурное начало”. Гнев этот – проявление самоуверенности и самовозвышения перед дурным началом. Но основа всего – смирение и отказ от своего “я”, чтобы подавить Ситра Ахра[17].
Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)
Перевод и комментарии Якова Ханина