Сказано в Пасхальной агаде: “Эта маца, которую мы едим, – в честь чего? В честь того, что не успело тесто наших праотцев закваситься, когда сам Святой, благословен Он, в славе своей раскрылся им…” Известный вопрос по поводу этих слов состоит в следующем: указание “возьмите себе…”1 и “…ешьте его с мацой и горькими травами”2, было дано 10-го числа месяца Нисана, и таким образом евреи уже (до упомянутого в Агаде раскрытия Всевышнего) были должны изготовить мацу. Известен и второй вопрос: указание “пеките тесто”3 было дано в Суккоте, а от Рамсеса (места, где начался Исход) до Суккота – много миль. Как же тесто не заквасилось за столь долгий срок? Ведь тесто заквашивается за время, которое требуется, чтобы пройти всего одну милю!
Ответ состоит в следующем. Сказано об исходе из Египта: “с великим страхом”4. Наши мудрецы объяснили, что речь идет о раскрытии Шхины, означающем, что “сам Святой, благословен Он, в славе Своей раскрылся им”. Слово “сам” указывает на уровень, который существенно превосходит всю систему ишталшелут миров Ацилут, Брия, Йецира, Асия5, как это объясняется в трудах Аризаля. И в момент раскрытия Б-жественной сущности евреи полностью утратили ощущение независимости своего существования6 под влиянием Имени М”А7, которое намекает на полную непостижимность Всевышнего, как в выражении “что ты можешь выяснить?”8. Хорошо известен соответствующий пример: чем ближе к королю, тем меньше думаешь о себе и настолько теряешь ощущение собственной значимости, что в конце концов сам для себя становишься ничем.
Итак, суть раскрытия Шхины состоит в том, что посредством Имени М”А евреи поднимаются на уровень отказа от своего “я” вплоть до полной потери ощущения собственного существования. И выражение “Эта маца, которую мы едим, – в честь чего?” таким образом означает, что посредством Имени М”А община Израиля достигает духовного уровня, на котором исчезает ощущение независимости собственного существования9. Такой духовный уровень намного превосходит уровень интеллекта. На это намекает стих “и будешь питаться верой”10, поскольку маца – это пища веры11. То-есть, маца – это то, благодаря чему привлекается Имя М”А, как сказано далее – “в честь того, что не успело тесто наших праотцев закваситься”, а то, что оно не успело закваситься, объясняется далее по тексту – “ибо раскрылся им Всевышний”, т.е. раскрытие Шхины вывело евреев на духовный уровень настолько полного отказа от своего “я”, что даже их тесто не смогло взойти. Как известно, закваска олицетворяет собой самомнение и высокомерие, подобно тому, как заквасившееся тесто начинает всходить и увеличиваться в размерах, что символизирует актуализацию атрибутов суровости клипат-нога12, в частности наглость. Даже в самом сокровенном и святом духовном источнике этих атрибутов присутствует элемент закваски. Сильная эмоция заставляет сердце вознестись, поскольку переживание всепоглощающего чувства приводит к ощущению самого себя, что в свою очередь ведет к восприятию самого себя в качестве некой независимой сущности, и благодаря этому восприятию сердце возносится все выше, пока человек не начинает считать себя чем-то очень значительным.
Но все это – лишь в случае, когда “издалека Всевышний показал Себя”19. Когда же слава Всевышнего раскрывается прямо перед человеком, он не будет в состоянии испытать горячее, всепоглощающее чувство, ибо любое ощущение своего существования покинет его. Это состояние относится к категории Хохма, название которой можно прочитать, как “коах ма” – способность к битулю13. Хохма проявляется во время молитвы “Шмонэ-эсрэ”, когда произносят слова “Г-сподь, уста мои открой”14.
Таким образом, сущность “закваски в тесте”, то есть самовознесение, вызываемое пылающим чувством, не успело начать процесс закваски, поскольку “раскрылся им Всевышний”, или, другими словами, раскрылась в них категория Имени М”А, представляющего собой битул.
Итак, получен ответ на все вопросы, заданные в начале: несмотря на то, что указание приготовить мацу было дано еще 10-го числа месяца Нисана, если бы не раскрытие Всевышнего – когда евреям раскрылась Шхина, наведя на них такой великий страх, что они достигли состояния абсолютного отказа от своего “я”, – закваска в тесте не позволила бы им приготовить пресный хлеб, ведь времени на заквашивание было достаточно.
И в том же состоит ответ на второй вопрос: тесто, которое евреи несли с собой, не заквасилось за все время, которое занял переход из Рамсеса в Сукот, потому что они находились на самой высокой ступени отказа от своего “я” и подчинения Творцу, до такой степени утратив ощущение независимости своего существования под влиянием воссиявшего для них Имени М”А, что даже закваска совершенно не поднимала тесто на всем протяжении их пути. Насколько велик был испытываемый ими страх перед Всевышним, вызванный раскрытием Шхины, настолько всеобъемлющим был их отказ от своего “я”, и настолько же полно закваска их лишалась своей способности заставлять тесто всходить. Это можно представить себе на примере великого и могущественного царя, в присутствии которого даже самоуверенный и наглый человек почувствует себя чем-то незначительным, даже если в присутствии менее могущественного владыки он может оставаться и самоуверенным и наглым.
Перевод Якова Ханина