Насколько важны традиции в Иудаизме? Я имею в виду не только для Скрипача на Крыше, я имею в виду для вас, меня и всех остальных евреев. Насколько сегодня в духовном сознании евреев сильна потребность в традициях?
Пусть это и может попахивать секуляризмом, я рискну предположить, что у нас внутри по-прежнему есть потребность чувствовать связь с нашими корнями, нашим наследием и нашим чувством принадлежности к еврейскому народу.
Но для большой части нашего народа, одной лишь традиции недостаточно. И это относится не только к нашим бунтарям, с легкостью отбросивших традиции, но и ко многим обычным думающим людям, которые чувствуют, что делать что-то только потому, что “так было принято делать всегда”, – этого просто недостаточно.
Ну и что с того, что мой дедушка так делал? Мой дедушка ездил на конной повозке! Разве я должен отказаться от своей машины из-за того, что дедуля ездил на лошади? А если у моей бабушки никогда не было высшего образования, так что, и мне тоже не стоит его получать? Так почему же только из-за того, что мои дедушки и бабушки соблюдали какие-то еврейские традиции, я тоже должен им следовать? А может эти традиции устарели так же, как лошадиные коляски?
Очень многие евреи думают таким образом, и их невозможно убедить вести еврейский образ жизни только потому, что его вели их предки.
Нужно объяснить им, почему их предки поступали так. Они должны понять, что их предки соблюдали традиции не просто ради традиций, но имели на то очень веские причины. И что те же самые причины по-прежнему актуальны и сегодня.
Очень много молодых людей отказалось от традиции из-за того, что в свое время какие-то учителя в хедере или в Талмуд-Торе не восприняли их вопросы всерьез. Им затыкали рот, отмахнувшись рукой, ущипнув за ухо, классическим “Поймешь, когда вырастешь”, или печально известным и не менее классическим “Просто делай, как тебе говорят”.
Но ведь ответы есть. Ответы были всегда. У нас, может быть, нет разумного объяснения цунами и прочих несчастий, но все наши традиции обязательно на чем-нибудь основаны и имеют понятные, надежные обоснования. Если только мы будем искать ответы, мы найдем их в избытке, причем на многих и многих уровнях понимания, от буквального до философского и даже мистического.
В главе Торы “Бэшалах” говорится о Песни Моря, которую поют Моше и еврейский народ после рассечения Красного моря и их чудесного спасения от войска египтян. В ее начале мы видим следующие строки: “Это мой Б-г и я восславлю Его красу; Б-г моего отца, и я буду превозносить Его”. Эта последовательность слов очень важна. Сначала идет “мой Б-г”, и только после этого “Б-г моего отца”. В Амиде, почти беззвучной молитве, являющейся апогеем наших дневных молитвенных служб, мы обращаемся к Всевышнему следующим образом: “Б-г наш и Б-г отцов наших… Б-г Авраама, Ицхака и Яакова”. Опять же в начале идет “наш Б-г”. Таким образом, понятно, что “Б-г отцов наших” – т.е. “традиция” – очевидно играет довольно важную роль в Иудаизме, но все же этому необходимым образом должно предшествовать принятие Б-га нами самими, на личностном уровне. Каждый еврей должен развивать свои личные отношения с Б-гом. Мы должны понимать смысл и значение наших традиций, чтобы они не выглядели пустыми ритуалами и не были отброшены следующими поколениями.
Настоящий иудаизм никогда не уклонялся от вопросов. Вопросы всегда поощрялись, и они сформировали часть нашего академического наследия. Каждая страница в Талмуде наполнена вопросами… и ответами. Вам не нужно ждать пасхального седера, чтобы начать задавать вопросы.
Когда мы думаем, задаем вопросы и находим ответы для нашей веры, традиции наших предков оживают, и мы в полной мере понимаем, почему мы должны сделать их своими. Когда же традиция становится нашей, тот факт, что тот же самый ритуал непрерывно соблюдался нашими предками на протяжении многих поколений, становится мощной силой, способной всегда вдохновлять нас и наших детей.
Р-н Йоси Голдман
Перевод Анны Каллер