Чашка кофе в «Шабат мевархим» после окончания чтения всей книги Теѓилим, когда до начала молитвы остается около получаса – «а-мехайе!» Рядом со мной стоит р. Ѓейшке Раскин, и сейчас хорошая возможность расспросить его о прошлом. На той неделе мы отмечали 26 ияра, а также 56 лет после окончания Шестидневной войны, и я спрашиваю его «А где вы были во время той войны?»
Реб Ѓейшке отпивает немного кофе и рассказывает:
– Мы были напуганы. Помнится, отец говорил: мы только сейчас вырвались из Советского Союза в землю обетованную, а тут уже война?! В то время я учился в ешиве в Кфар-Хабаде, и мы перебрались из учебного зала в убежище под зданием ешивы. Были ребята, которые не выдерживали напряжения и время от времени втайне бегали слушать новости по радио, чтобы быть в курсе того, что происходит на фронтах. Но реб Шломо Хаим (легендарный духовный наставник ешивы, раввин Шломо Хаим Кессельман), узнав об этом, отреагировал резко: «Тот, кто оставляет сейчас учебу, хотя бы на несколько мгновений, подобен солдату на фронте, который бросает оружие и идет развлекаться. Только благодаря изучению Торы наши солдаты на фронте успешно воюют. Тот, кто не учится, должен немедленно идти выполнять свой долг в другом месте, воевать!»
Эти его слова проникли в наши сердца, и по милости небес мы удостоились через несколько дней услышать о великих чудесах и спасении, о возвращении евреям Старого города Иерусалима и возможности снова молиться у Западной стены после девятнадцати лет арабской оккупации.
Читайте также