Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до Красного Моря (а сзади их настигал фараон со своим войском), сказал им Моше: “Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня, ибо как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки. Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите”.
Объясняется в Мехилте, что евреи в те страшные минуты разделились на четыре группы, каждой из которых Моше ответил отдельно, хотя ответы эти и записаны, как слитная речь.
Первым, говорившим:: “Бросимся в море!”, Моше ответил: “Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня…”
Другим, требовавшим: “Вернемся в Египет”, он сказал: “…как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки…”, то есть, даже если бы мы хотели, вернуться некуда.
Третьим (“Сразимся с ними!”) он сказал: “…Б-г будет сражаться за вас…”.
Последней же группе, предлагавшей пассивную позицию (“Возопим ко Всевышнему”) Моше сказал: “…а вы молчите!”.
Хорошо, он одной длинной фразой отверг предложения всех четырех “партий” (“отчаявшихся”, “пораженцев”, “бойцов” и “богомольцев”), то есть всего народа Израиля. Что не надо делать, он объяснил, а что же надо? А уж это мы находим в словах Всевышнего, обращенных к самому Моше: “Скажи сынам Израиля, пусть идут вперед”.
Этот необычайно острый и актуальный комментарий Ребе подвергает глубокому анализу. Мы же коснемся только одного аспекта: если порочность первого и второго предложения (“Бросимся в море!” и “Вернемся в Египет”) совершенно очевидна, то предложение “Сразимся с ними!” вызывает уважение и симпатию, а уж “Возопим ко Всевышнему!” и подавно должно было понравиться религиозному лидеру.
Отвергнуть слова “бойцов” все же проще, нежели призыв к молитве: ведь непонятно, откуда сторонники превентивного удара взяли свою идею. Всевышний их в бой не посылал, с Моше они не советовались. А значит, их пыл вполне благородный, может идти в разрез с планами Всевышнего. Да и на успешной войне потери несут обе стороны. Победители тоже хоронят. А ведь все вышедшие из Египта должны были принять Тору и шли к Синаю. Так что слова Моше (“…Б-г будет сражаться за вас…”) вполне можно понять.
Но вот почему он не принимает столь “ортодоксального” предложения, как “Возопим ко Всевышнему”, – непонятно. Молитва-то никогда не помешает!
Да, от еврея действительно требуется, чтоб он всё подчинил Воле Всевышнего, но, тем не менее, от еврея ожидается и действие, не только упование и пассивная молитва.
Поэтому Всевышний говорит Моше: “Скажи сынам Израиля, пусть идут вперед”. Евреи идут к горе Синай. Не аллегорически, духовно, а вполне физически и деятельно: ножками, ножками!
В современных терминах: когда впереди море, а сзади египтяне, когда еврей зажат в клещи жизни, он не должен трусливо убегать от жизни (бросаться в пучину) или от конфликта (назад в теплый Египет), не может тратить силы на кровопролитные войны, и даже пассивное упование на Всевышнего ему не поможет. Надо идти вперед, все силы – на главное дело, глаза – на ориентир, и вперед. И тогда “неожиданно” расступаются воды моря и дорога к Синаю оказывается не такой далекой, как казалась. Интересно, что никто из миллионов евреев не догадался поступить именно так (иначе Мехилта говорила бы о пяти группах)!
Но нам-то, после чтения Мехильты и беседы Ребе грех об этом не задуматься. Это так просто: без отчаяния, без капитуляции, без боя, без воздевания очей горе – вперед. Дорогу, говорят, осилит идущий.
Р-н Александр Фейгин
Источник: https://ru.chabad.org