Мы закончили первую часть субботней трапезы – халы, рыба, салаты, несколько «лехаимов», разговоры о недельной главе. Дети раздавали участникам трапезы суп, а я слушал разговор двух гостей. Они впервые встретились на трапезе, не знали друг друга, но я-то их знал, и история каждого была довольно необычной.
Один из гостей приехал в Москву несколько недель назад. Он пытался создать предприятие в одном из городов России, потерпел неудачу и пытался начать всё сначала в столице. Второй гость в Москве совсем по другому поводу. Он приехал, чтобы помочь своему родственнику: тот во время краткого визита в Москву оказался, не ведая того, под действием одного из параграфов уголовного кодекса.
«Что вы делаете в Москве?» спросил первый. «Я здесь только проездом…» – пробормотал второй, пытаясь уйти от неприятной для него темы. После нескольких реплик второй спросил первого: «А вы что делаете в Москве?» – «И я здесь проездом», – ответил первый.
В конце трапезы, когда мы убирали посуду и приводили стол в подобающий шабату вид, оказалось, что мой младший сын тоже слушал этот разговор. Он спросил меня: «Тате, а мы тоже в Москве проездом, правда?» – «Правильно, сынок, – улыбнулся я. – Где бы мы ни были и кто бы мы ни были, мы всегда в пути».
Но как нам знать, в правильном ли направлении мы движемся в нашем пути? – подумал я.
*
Сейчас месяц элул, мы читаем по субботам трактат Авот, это чтение мы закончим в последнюю субботу перед Рош ѓа-шана. В одной из глав приведены слова рабби Яакова: «Этот мир похож на прихожую, а мир грядущий похож на трапезный зал. Подготовься в прихожей, чтобы войти в трапезный зал».
Рамбам в своём комментарии говорит: «Смысл этой притчи понятен. В этом мире нужно приобретать душевные качества и заслуги, благодаря которым человек удостоится войти в мир грядущий. Этот мир – только дорога, подготовка к миру грядущему».
Наша душа спустилась в этот мир, в «проходную комнату», чтобы подготовить себя посредством Торы, заповедей и добрых дел к вечной жизни в «трапезном зале» – в мире грядущем.
Говорит мидраш: «После своей смерти грешники скажут Всевышнему: – Мы желаем раскаяться! Ответит им Всевышний: – Глупцы! Тот мир, в котором вы были, подобен кануну шабата, а этот мир, в котором вы сейчас находитесь, подобен шабату. Если человек не готовил еду в канун шабата, что он будет есть в шабат? Тот мир, в котором вы были, подобен суше, а этот мир, в котором вы сейчас находитесь, подобен морю. Если человек не купил еду на суше, что он будет есть в море?.. Тот мир, в котором вы были, подобен прихожей, а этот мир, в котором вы сейчас находитесь, подобен трапезному залу. Если человек не привёл себя в порядок в прихожей, как он сможет войти в трапезный зал?»
Гемара комментирует слова Торы: «…то, что Я заповедую вам сегодня делать», и говорит: «Сегодня делать, а не завтра делать. Сегодня делать, а завтра – получить награду». «Делай, пока есть что делать, пока можешь делать, пока ты сам себе хозяин (т.е. пока не умер)». Только этот мир – мир деяния, и человек может достичь совершенства души посредством Торы, заповедей и добрых дел. А мир грядущий – это мир получения награды, а награда эта зависит только от меры заслуг и дел человека в этом мире.
*
В недельной главе «Шофтим» приведены законы, касающиеся непреднамеренного убийства. В те времена в систему еврейского права входила кровная месть (уже давно она из него исключена). Для того, чтобы обеспечить полноценный суд над убийцей, нужно было в первую очередь уберечь его от кровных мстителей. Этому служили города-убежища. В их пределы кровный мститель проникнуть не мог. Нахождение в них служило также наказанием тому, кто не следил за собой и непреднамеренно стал причиной убийства.
В стране Израиля были отведены под «убежища» шесть городов. Они были равномерно распределены по территории страны, к ним были проложены ровные дороги, чтобы нечаянный убийца мог быстро скрыться в пределах города, а на перекрёстках были поставлены дорожные указатели: «В ГОРОД-УБЕЖИЩЕ». Дороги и указатели проверялись ежегодно.
В нашей недельной главе приводится странное повеление: «И ты добавишь себе ещё три города» – это относится к будущему, после прихода Машиаха, когда границы страны Израиля раздвинутся. Но извините, после прихода Машиаха «не поднимет народ на народ меча и не будут учиться воевать»! Не будет убийц, даже невольных, в мире воцарится мир! Зачем же добавлять ещё три города-убежища?
Ребе объясняет, что они предназначены для тех евреев, которые совершили неумышленное убийство в наше время, ещё до прихода Машиаха. А предназначены эти города не только для укрытия, но и для самоотчёта, для самовоспитания, для понимания «как я дошёл до жизни такой».
Добавляет Ребе, что и в наше время слова Торы актуальны. Сейчас нет кровных мстителей, но убежище нужно, и таким убежищем служат слова Торы, как говорит Талмуд. А о каких убийцах идёт речь при актуальном понимании слов Торы? О тех, кто убивает в себе живую душу. Таким людям Тора предоставляет возможность начать новую жизнь.
*
Месяц элул – это тоже «убежище», духовное убежище от всего плохого, что случилось с нашей душой в течение года. Надо уйти в слова Торы, дающие нам убежище, лучше исполнять заповеди и делать больше добрых дел, и главное – использовать возможность для самоотчёта и раскаяния.
Я вернулся к вопросу, который задал себе в начале: «Как нам знать, по верному ли пути мы идём, на верной ли дороге находимся?» На дорогах в города-убежища стояли указатели, а на дорогах месяца элул каждое утро звучит шофар. Он пробуждает нашу душу, она осматривается и находит верный путь. И через Рош ѓа-шана и Йом-кипур мы придём к новому доброму и благословенному году.
Гут шабес
Шия