В главе Торы “Лех-Леха” Всевышний говорит Аврааму: “Сарай, жену твою, не называй ее именем Сарай, но Сара будет имя ее”. В случае с Авраамом все понятно: его имя было изменено вследствие выполненной заповеди – “брит мила” (обрезания). Но замена имени его жены произошла, на первый взгляд, без видимых причин. Чем же можно объяснить, что на восемьдесят девятом году жизни Саре понадобилось сменить имя?
В книге Зогар есть интересный комментарий по этому поводу. Там, где в Торе упомянута Сара, есть каббалистический намек на тело человека. Ведь тело является комбинацией четырех “элементов”, соответстующих четырем состояниям материи: Афар (прах), Маим (вода), Руах (ветер) и Эйш (огонь). А смена имени Сары произошла в городе Хеврон, он же Кирьят-Арба: Хеврон – от слова “хибур” (“соединять”), а Кирьят-Арба – “город четырех” (элементов). Авраам же, по мнению этой книги, это намек на душу человека. В продолжении этого комментария делается вывод об идеальных отношениях между душой и телом.
Однако этот комментарий нуждается в пояснении. В этой же главе сказал Всевышний Аврааму: “Слушайся всего, что скажет тебе Сара”. Это выглядит, как приказ, чтобы душа слушалась тела. Но разве таково идеальное положение вещей?
За ответом обратимся к Скрытой Торе – учению хасидизма. Именно тело, а не душа играет центральную роль в служении Всевышнему. Вот что говорит об этом рабби Исраэль Баал Шем Тов: “Хотя тело – помеха душе в ее работе, но все же не следует пренебрегать телом, тем более пытаться сломить его постами и изнурять его. Напротив, нужно, чтобы оно приняло участие в служении Б-гу, используя скрытую в нем силу”.
Сила эта также дана ему Всевышним, ведь в верхних мирах духовный “корень” тела гораздо выше, чем у души, благодаря чему тело способно положительно влиять даже на достижения души.
В сущности, все заповеди, которые мы исполняем, ориентированы не на душу, а именно на тело, и причина этого не только в том, что мы живем в физическом мире. Идея в том, что сами по себе заповеди должны исполняться в сфере физического, чтобы трансформировать саму материю.
Рассмотрим такой пример. Предположим, что некая женщина досконально изучила законы и философский смысл заповеди зажигания субботних свечей. Представим, что накануне Шаббата она, проникшись важностью этой заповеди, мысленно воссоздала в уме тысячи интереснейших и глубочайших комментариев наших мудрецов на эту тему. Но, допустим, при этом… так и не зажгла свечи в назначенное время. Тогда она не только не исполнит заповедь, но и совершит грех!
С другой стороны, женщина, которая поспешно зажгла субботние свечи и даже не вспомнила о духовной стороне своего действия, все же исполнила заповедь, хотя, разумеется, в таком исполнении есть недостаток.
Если душе для того, чтобы совершить подъем, требуются размышления и осмысление заповеди, эмоциональный настрой и концентрация внимания, то телу для этого нужно лишь одно – просто совершить верное физическое действие.
Теперь понятно, почему свое имя Сара получила словно бы само собой, автоматически. То, что тело является целью, к которой направлены все заповеди, показывает, что тело (Сара) есть нечто чрезвычайно важное и неповторимое даже по отношению к душе (Авраам). Разумеется, в период Изгнания мы не можем ощутить этого преимущества. Достоинства тела раскроются только после прихода Мошиаха. И если сейчас тело получает жизненную силу от души, то в эпоху Освобождения “душа станет получать питание от тела”.
Наши праотцы стояли на столь высоком духовном уровне, что досрочно смогли ощутить такое положение вещей. О них сказано, что “Всевышний дал им вкусить в этом мире нечто подобное миру грядущему”. Уже тогда они чувствовали преимущество тела над душой. Именно по этой причине Аврааму было сказано: “Слушайся всего, что скажет тебе Сара”. По этой же причине ее прежнее имя Сарай (в переводе: “властительница моя”) было изменено на имя Сара – властительница над всем (даже над душой!).
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Тойрас Менахем”, 5751 (1991) г. Изложение р-на Якова Байтмана)