Всего в городе Ганновер, столице федеральной земли Нижняя Саксония, расположено три еврейских кладбища. В 2015-м году, одно из них подверглось нападению вандалов. По сообщениям СМИ, неизвестные тогда нанесли краску на надгробия и нарисовали на одном из них свастику, разбили окно в здании, стоящем на территории некрополя, и все это произошло вскоре после завершения реконструкции. Мы же сегодня поговорим о еврейском кладбище вышеупомянутого города, под названием «Ботфельд», имеющем массу древних загадок и покрытых мраком тайн.
Наша традиция гласит, что еврейское кладбище – это территория со святой землей, на которой похоронены евреи в соответствии с национальной традицией. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины. В диаспоре положено хоронить своих собратьев ногами в сторону Иерусалима, а надгробия, как правило, содержат надписи на иврите.
Насыщенное прошлое еврейского кладбища Ганновера «Ботфельд», как и любой исторический объект, богато и своей захватывающей биографией, и знаменитыми обитателями. Изначально, его проектировали как парковую, ландшафтную территорию, где можно было бы гулять, отдыхать, дышать свежим воздухом, навещать могилы близких, друзей. Но в 1924-м году, экономические причины не позволили авторам в полной мере реализовать все задуманное, а именно – покорить местных жителей роскошным парковым ландшафтом, как планировали априори, поэтому, на небольшой площади открыли обыкновенное еврейское кладбище. Первую, похороненную здесь 11 ноября 1924 года еврейку, звали Ида Стерн. Пятью годами позже, в 1929-м году, по проекту Вернера Кэха, на территории “Ботфельда” соорудили уютный домик для прощаний, необычное, оригинальное здание с куполом и с дополнительными залами как для траурной церемонии, так и для деятельности администрации.
10 ноября 1938-го года, во время Хрустальной ночи погромов, кладбище разнесли, зал для прощаний – подожгли, а позже, полностью снесли. К счастью, захоронения на тот момент остались нетронутыми. Малоизвестной стороной истории кладбища является тот уникальный, ошеломляющий факт, что во время войны, с 1941-го по 1942-й год, по решению тогдашнего национал – социалистического правления Ганновера, около 860-ти свободных могил “Ботфельда” было отдано для захоронений неевреев. Это, фигурально выражаясь, одна из тайн старинного кладбища, которую оно верно хранит на протяжении вот уже почти восьмидесяти долгих лет.
Если обратиться назад, к хронологии событий и к тому, что происходило в эти страшные дни в самом Ганновере, то в 1941-м году, евреев массово сгоняли в “еврейские дома”, то есть в места их дальнейшего компактного проживания, в помещения, сродни гетто. Правда, в Европе они назывались именно “еврейскими домами”. Оттуда, дочерей и сыновей Сиона переправляли в концентрационный рабочий лагерь “Алем”, на окраину города, где несчастные вынуждены были трудиться на тяжелых работах. Больных, слабых, неспособных “вкалывать” в полную силу, немедленно выбраковывали и отправляли эшелонами через Польшу, в лагеря смерти Терезиенштадт и Аушвиц. После окончания Второй мировой войны, в 1945-м году, около трехсот урн с прахом еврейских заключенных фашистского концлагеря “Алем”, предали земле в “Ботфельде”, поставив на этих местах знаковые памятные плиты.
В 1959-м году, малочисленная община евреев, переживших Холокост, выкупила землю кладбища у властей города и до 1960-го года занималась на ее терртории строительством нового поминального зала для прощаний, по проекту Германа Цви Гуттманна. Позже, его торжественно открывал прежний председатель еврейской общины, Норберт Прагер. Помимо вышеупомянутого дома, там же, неподалеку, 14 сентября 1960-го года был установлен памятник, представляющий из себя стеллу, посвященную евреям, погибшим в результате преследования нацистами с 1933-й по 1945-й годы. На мемориале выведена цитата из пророка Иеремии, которая гласит, что «по убиенным дочерям и сыновьям нашего народа проливается непорочная слеза». Следует подчеркнуть, что и новый зал для церемонии прощаний с близкими, и тот самый памятник, оформили в едином архитектурном стиле, в них обоих отчетливо прослеживаются и необычное геометрическое единство и простота, и общая легкость, и оригинальность, и уместная аскетичность форм.
По воспоминаниям местных жителей, более 4000 членов ганноверской еврейской общины были уничтожены нацистами, в период с 1933-го по 1945-й годы. Знаменитых же обитателей “Ботфельда”, когда-то особо уважаемых и почитаемых в городе, всего четверо. Это: Фердинанд Зихель – известный немецкий декоратор, химик, мастер по изготовлению обоев, Юлиус Бланк с супругой Изидорой, участник фондовой биржи, маклер, автор – издатель и меценат, семья которого стала жертвой Холокоста, Эми Шолем, урожденная Вихельд, политик коммунистической партии Германии в Веймарской республике, и наконец, тамже захоронен Хорст Эгон Берковиц, нашедший последнее пристанище рядом с могилой своего отца Давида. Берковиц – сын был немецким адвокатом и меценатом, пережившим ШОА, а в 1945-м году этот служитель Фемиды занялся восстановлением органов послевоенной немецкой юстиции, еще при англо – американском режиме правления.
До конца 2008-го года, на кладбище “Ботфельд” было проведено более 1000 погребений как в семейных, так и в «рядовых» могилах. Люди рассказывают, что траурный зал здесь оформлен скромно, но в хорошо продуманном стиле, там имеются удобные скамейки для гостей и специальное место для установки закрытого гроба, как и принято у евреев. Процесс прощания с покойным обязательно проходит с участием опытного раввина, который следит за строгим соблюдением всех традиций, отправляя скончавшегося еврея в последний путь: “Цветы обычно не разрешают заносить именно в зал, а вот на могилу, и букет, и горшочек с красивыми растениями – доставить не возбраняется, как и камушки. Ведь главное отличие еврейского кладбища от христианского, это камни. На каждом надгробии, где похоронен еврей, будут лежать камни разных размеров. ” – сообщают жители Германии, когда-либо хоронившие тут своих близких. Еврейская община города активно помогает родственникам с похоронами, внося, порой, свою огромную организационную и финансовую лепту. Не секрет, что после 2015-го года, свежие могилы появляются здесь все реже и реже, стремительно заканчивается свободная земля, а ушедших теперь разве что подхоранивают к близким.
Вообще, крупнейшие еврейские кладбища Европы, находящиеся чаще всего за предами городов, можно найти также в Будапеште, Лодзи, Праге, Варшаве, Вроцлавe и Берлине. К сожалению, почти все они во время Второй мировой войны были разгомлены и осквернены. В заключение, хочется внести в свой очерк и позитивную нотку. Дело в том, что в наши дни, за сохранение еврейских кладбищ, как части местного культурного наследия, взялся Евросоюз, выделивший 800 тысяч евро на проведение описи всех еврейских захоронений в Восточной и Южной Европе.
Автор – Яна Любарская
Фото Виталия Шнайдера ( Ганновер ).
Читайте также