Татьяна Рубина – российская пианистка, Народная артистка России, лауреат международных конкурсов. Ее первым учителем стала мама — выпускница Московской консерватории. В возрасте семи лет Татьяна поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, и уже в первом классе дебютировала в Малом зале консерватории с концертом Гайдна.
Сегодня за ее плечами – многочисленные выступления с сольными концертами в залах городов России в качестве солистки Московской Государственной и Московской областной филармоний, сольные концерты в Германии, Франции, Австрии, Югославии, Израиле, на Кипре. В репертуаре – произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, выступления на международных фестивалях современной музыки «Московская осень».
Татьяна Рубина – не только солистка, но и тонкий ансамблист и концертмейстер. В ее послужном списке – многолетние успешные тандемы с солистами Большого театра. Начиная с IV-го Международного конкурса им.П.И.Чайковского (1974 год) является постоянным концертмейстером конкурсов виолончелистов, выступая с иностранными участниками, за что была удостоена диплома VI-го Международного конкурса им.П.И.Чайковского.
Свою концертную деятельность гармонично сочетает с преподавательской работой в Московской консерватории, ее ученики стали лауреатами международных конкурсов пианистов в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. Рубина дает мастер-классы в Иерусалимской консерватории, фееричные концерты в Московском Еврейском Общинном Центре, а радиостанция классической музыки «Орфей» посвятила ей цикл передач. Мы поговорили о том, как сложился ее нелегкий, но такой достойный, захватывающий, увлекательный жизненный путь.
Татьяна, откуда вы родом, из какой семьи? Как пришли к своей профессии?
Родилась в Москве, мама – музыкант, пианистка, окончила Московскую консерваторию, став моим первым педагогом, папа – экономист. В нашей еврейской семье все очень любили музыку, она присутствовала в моей жизни с детства. Бабушка – родом из Белоруссии, по специальности – врач, играла на скрипке, была настолько талантлива, что профессор Цейтлин занимался с ней бесплатно, у нас сохранился ее инструмент.
Когда мне исполнилось пять лет, мама отвела меня к своему бывшему педагогу по консерватории – И.Р.Клячко, замечательному музыканту, который начал готовить меня к поступлению в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Из-за пресловутого пятого пункта, пройти туда было невероятно сложно, как и в консерваторию, но поступила – из 360 человек приняли 17. В первом классе ЦМШ уже играла концерт Йозефа Гайдна с оркестром в зале школы, считалась, без ложной скромности, лучшей ученицей. Далее поступила в Московскую консерваторию к профессору Оборину, выдающемуся пианисту, легендарному музыканту. Незадолго до окончания консерватории его не стало, поэтому мои последние месяцы перед распределением выдались особенно тревожными, осталась без своего педагога, не имела никакой поддержки, но к счастью, произошел долгожданный момент везения. В конце пятого курса, на экзамене по камерному ансамблю, мы с моей однокурсницей Натальей Перкаль играли сюиту Хачатуряна, знаменитый композитор пришел от услышанного в восторг и сразу пригласил нас играть на своих концертах. Именно так начала работать с советскими музыкальными легендами, с Арамом Ильичом совместно трудились в течение нескольких лет – до его смерти, ездили в Ереван, выступали на крупнейших площадках Москвы. Принялась на тот момент исполнять много современной музыки – играла произведения отечественных композиторов тех лет, выступления проходили еженедельно. Так как легко читала с листа и быстро схватывала неизвестные ранее вещи, меня часто просили выучить и исполнить новое произведение. До сих пор обожаю свежие сочинения, нахожу в них какой-то свой интерес, играю всяческие композиции, даже если поначалу те не кажутся любопытными, стараюсь найти и подчеркнуть их достоинства. Сегодня у меня меньше концертов, чем раньше, но обязательно принимаю участие в ежегодном фестивале «Московская осень» Союза Композиторов, исполняю музыкальные новинки.
В наши дни вы все-таки пришли к преподаванию, пусть и через многие годы, после окончания ВУЗа.
Да, преподаю в Московской консерватории, но не на кафедре «спецфортепиано», ведь чтобы остаться там педагогом, изначально следовало иметь другую биографию, отличную от моей. В советские годы государственного антисемитизма, евреев близко не подпускали к работе в консерватории даже концертмейстерами, пусть и закончила учебу на отлично.
О вас говорят, что вы – настолько опытный специалист своего дела, что «можете играть и на дровах». Правда ли, что истинный пианист должен быть «универсалом», уметь выдавать слушателю любые произведения, а не только своих «любимчиков»?
Профессионал должен обладать большим репертуаром, но безусловно иметь свои предпочтения.
Соблюдаются ли в вашей семье еврейские традиции, не думали ли во времена свирепствующего антисемитизма об эмиграции?
Никогда всерьез не думала об эмиграции, может потому, что была не так воспитана. Мне и моим родителям психологически оказалось очень трудно решиться на такие кардинальные перемены. Помню, как многие наши знакомые музыканты в то время и вовсе подолгу сидели в отказе, потеряв работу и средства к существованию. Конечно, если бы в свое время уехала, имела бы все то, чем обладают сейчас мои эмигрировавшие коллеги, возможно и больше, но жизнь сложилась именно так.
В молодости активно выступала с сольными и камерными концертами, колесила по самым разным городам Советского Союза, после Перестройки начала давать сольные действа в других странах, на фестивалях в Югославии, на Кипре, много раз бывала с насыщенными программами в Германии, Франции, мои мероприятия всегда сопровождались лестными для меня рецензиями. В наши дни приезжаю на ежегодные гастроли по Израилю, играю в Иерусалиме, что доставляет огромное удовольствие, мои выступления иногда транслируются на весь Израиль в прямом эфире радиостанцией «Коль ха музыка». Принимают меня на исторической родине великолепно, радуюсь, что в еврейском государстве существует настоящая концертная жизнь, что некоторые подобные мероприятия расписаны на несколько лет вперед. Однако, такой бурной, насыщенной, ежедневной концертной деятельности, которая имеет место в Москве, в ряде столичных залов, на Святой Земле пока не имеется. В 2013-м году мы с мужем получили израильское гражданство, но постоянно обитаем в Москве вместе с дочерью, при этом тонко ощущаем глубокую связь с еврейским народом, его культурой, историей и традициями, унаследованными от родителей.
Ваш муж тоже музыкант?
Супруг – математик, философ, пишет статьи и книги, любит классическую музыку и хорошо ее знает, обладает тонким музыкальным вкусом. Именно по его совету я выучила ряд новых произведений, в частности – несколько сонат Шуберта, которые прежде не играла.
У вас немало званий и наград, насколько они изменили вашу жизнь или прошли совсем незаметно? Каких высот добились ваши ученики?
Главную свою награду – звание Народной артистки России получила в 2004 году, горжусь своим теперешним статусом и стараюсь ему соответствовать. Много лет работаю в Московской консерватории на межфакультетской кафедре фортепиано, где учатся студенты всех специальностей – композиторы, хоровые дирижеры, теоретики, духовики, скрипачи, виолончелисты, в обязательном порядке проходя фортепиано. У меня появились свои талантливые ученики, хотя в качестве пианистов эти ребята редко выходят в свет, ведь это – не основное их направление. Обучала мальчика из Баку – Орхана Гашимова, дирижера – симфониста, который сегодня трудится вторым дирижером в оперном театре своего родного города, великолепный музыкант, участвовал в многочисленных фортепианных конкурсах, среди моих учеников есть концертмейстеры и преподаватели фортепиано. Удивительно, но отличными пианистами мои подопечные становятся после окончания совсем других факультетов.
Какие качества важны и нужны современному успешному пианисту?
К сожалению, в наше время, слишком часто подлинная музыкальность и глубина выражения музыкальной мысли подменяются безупречной технической оснащенностью, становящейся самоцелью, что весьма грустно. Но отмечу, врожденная одаренность необходима, моя мама утверждала, что если бы не видела во мне способностей и таланта, ни за что не стала бы со мной заниматься с раннего детства. К тому же, музыкальное исполнительство требует серьезного и постоянного усердия.
Автор: Яна Любарская
Читайте также