Две недели назад Главный раввин России Берл Лазар нанес визит Бельзскому ребе в его резиденции в районе Кирьят Бельз в Иерусалиме. «Пожилой ребе говорит мало, поэтому важно, чтобы раввин Лазар рассказывал сам» – так меня попросили передать. И он рассказывал много, о положении евреев России, о развивающихся общинах и об очень актуальной теме. «В ближайшую субботу должен быть освобожден из плена в Газе молодой еврей по имени Александр бен Лея Труфанов. Хотелось бы получить ваше благословение».
А несколько дней назад состоялась церемония «семи благословений» после свадьбы дочери раввина Лазара с сыном раввина Южной Украины раввина Авраама Вольфа, и на ней был гость из Бельза. Адмор, который уже шестьдесят лет возглавляет свой хасидский двор, давно не выходит из дома, поэтому он послал на празднование своего единственного сына, р. Аѓарона Мордехая Рокаха. Я прислушался к короткой беседе между раввином Лазаром и сыном адмора.
Днем ранее Саша Труфанов был с Б-жьей помощью освобождён. Раввин Берл Лазар рассказал, что встретил его утром и помог ему наложить тфилин. Гость удивился: «Ведь он не обрезан!» Раввин Лазар немедленно ответил, что речь идет о «плененном младенце» с точки зрения ѓалахи (т. е. о еврее, выросшем в полном неведении о еврейской традиции), и согласно указанию Любавичского Ребе, следует поощрять каждого еврея накладывать тфилин. Это инструмент для приближения отдаленных и укрепления еврейской идентичности
Действительно, существует мнение, что если тфилин накладывает необрезанный еврей, это нарушает святость тфилин. Оно было одним из оснований для противодействия «кампании тфилин» Ребе, которое ощущалось пятьдесят лет назад, когда он начал ее. Теперь вы, дорогой читатель, видите, насколько революционным был подход Ребе. Он говорил, что ценность заповеди тфилин, равносильной всей Торе, которую выполнил – возможно, впервые в жизни – еврей, встреченный нами на улице, превышает все мыслимые риски и опасения. Ведь одна заповедь повлечет за собой другую. И действительно, сердца тысяч подобных «пленённых младенцев» после первого наложения тфилин открылись для еврейской традиции, для Торы и заповедей.
Читайте также