Время от времени в ответ на поздравление с новым еврейским годом, я получаю полуиронический вопрос: “Ну что, дорогой товарищ раввин, какой там у нас год от Сотворения мира наступает?” Ирония, очевидно, объясняется тем, что ожидаемый от меня ответ, который большинство спрашивающих примерно (плюс-минус сто лет) себе представляют, категорически противоречит тому возрасту вселенной, который они примерно (плюс-минус миллиард лет) помнят из школьной программы.
“Советские ученые”, как известно, доказали… Мем этот, кстати, со временем модифицировался, и, видимо, из-за развала Союза и трудностей с финансированием науки у страны-правопреемницы место советских ученых в нем благополучно заняли британские. Но даже если верить этим самым “британским ученым”, наша матушка-вселенная – дама весьма неопределенного возраста, и в разных документах пишется по-разному: максимально возможный согласно одним теориям возраст ее гораздо меньше минимального возраста, устанавливаемого другими.
А кроме того, уж извините за банальность, в мире все время все меняется. И поэтому любая, подобная, скажем, теории Дарвина, попытка восстановить картину мира в далеком прошлом и ход его развития в состоянии, когда условия решительно отличались от нынешних и абсолютно неизвестны, вряд ли может что-либо однозначно утверждать.
Мир науки, кстати, тоже переменчив. К примеру, то одни “британские ученые”, анализируя результаты деятельности некогда тлевшего единственного в мире природного ядерного реактора, расположенного где-то в Габоне, обнаруживают, что с той поры, когда этот реактор действовал, и до нашего времени некая величина, именуемая альфа, (которая влияет, среди прочего, на распределение различных изотопов в ядерных превращениях) несколько уменьшилась. А альфа – это, на минуточку, одна из мировых констант, постоянная тонкой структуры, обратно пропорциональная, между прочим, скорости света. То есть, если альфа давным-давно была больше, то, значит, скорость света была меньше. А то другие “британские ученые” при анализе излучения далеких квазаров, вдруг обнаруживают признаки того, что альфа раньше была существенно меньше, а скорость света, соответственно, больше.
Но, слава Б-гу, в этом мире меняются не только окружающие условия. И не только “незыблемые” константы оказываются непостоянными. Уже даже сама наука, не та, что преподносится в учебниках и в популярных статьях, а та, что творится и анализируется серьезными учеными от “древнего” Карла Поппера до современного Брайана Грина, – эта наука сама расписывается в своей неспособности что-либо однозначно утверждать (включая даже то, что изучаемые ею законы мирозданья везде одинаковы и всегда постоянны) или опровергать.
Поэтому у меня нет никаких “научных” оснований, отвечая на вопрос “какой там у нас год”, относиться к цифре еврейского летоисчисления не на полном серьезе.
И уверяю вас, в отличие от вычисленных экстраполяционно миллиардов лет, эта цифра получена куда более надежным индуктивным методом. Евреи просто каждый год прибавляют по единице. И ни разу не отвлеклись, не сбились. Век за веком, тысячелетие за тысячелетием. Главное лишь помнить о Начале, хранить Традицию счета и знать, что есть Цель и Смысл.
Р-н Эли Коган