Семья Ариэля Тригера не была религиозной. И друзей-евреев у него в детстве не было. Закончив школу, он поступил в Тульский педагогический университет. Мог стать педагогом – как бабушка и мама, но однажды он переступил порог местного «Хеседа» … И это определило его дальнейшую жизнь. Сейчас Ариэль – раввин в городе Волжский Волгоградской области, руководитель департамента регионального развития ФЕОР. Автор книги об агаде Талмуда – «Сокровищница Агады». Также читает лекции в ЕРКЦ «Жуковка».
Рав Ариэль, расскажите о себе…
Я родился в Туле в 1982 году. Родители назвали меня Артемом.
Сначала я учился в обычной школе, потом поступил в лицей, учился в искусствоведческом классе.
После 9 класса нам нужно было писать заявление в 10-й класс. Я принес в школу свое свидетельство о рождении. Там в графе национальность было написано – еврей. Сосед по парте удивился и спросил: «Можно покажу ребятам?». Одноклассники тоже удивились тому, что я – еврей. Но надо отдать им должное, эта тема никогда не поднималась. Никто не относился ко мне лучше или хуже из-за национальности.
Вообще, среди моих друзей в детстве евреев не было. И шуток с национальным подтекстом в свой адрес я никогда не слышал. Помню, когда учился в школе, мне предложили покреститься. На это я ответил, что берегу себя для иудаизма. Почему я тогда так сказал, и не знаю.
Генетическая память?..
На первом курсе университета я твердо решил, что женюсь только на еврейке. У меня внутри появилось чувство национальной ответственности. Правда, тогда я ничего не знал о еврействе. И, кроме как генетической памятью, я ничем это решение объяснить не могу.
Благодаря моей тете с дядей я узнал, что у нас в городе есть еврейская община. Мне было семнадцать с половиной лет, когда они впервые привели меня туда. Помню испытывал чувство новизны и неловкости. Но в то же время было очень любопытно. Мне хотелось узнать, «что такое еврей».
В общине ко мне отнеслись с душевностью и приязнью. При «Хеседе» был молодежный клуб, и меня сразу же туда пригласили. Было так удивительно общаться на равных с незнакомыми ребятами. Я почувствовал с их стороны такое доверие ко мне просто потому, что я – еврей.
Скоро я узнал, что такое шабат, впервые посетил синагогу (она была в обычном частном доме), познакомился с раввином Ариэлем Масалитиным. Все это произвело на меня сильное впечатление. Про синагогу я до этого только читал – у Бабеля. Кроме Тулы и Москвы я нигде не был тогда.
Как знакомство с иудаизмом, его основами повлияло на Вашу жизнь?
Синагога стала моим окном в еврейский мир. Я приходил туда по пятницам. Мы вместе с ребятами из молодежного клуба встречали шабат. Мы слушали уроки раввина, пели субботние песни – «Шалом алейхем», «Леха доди». Настоящие еврейские мелодии, которым много сотен лет, я впервые услышал именно там. И это разрушило мой стереотип о еврейской музыке, который был ограничен только знанием «Хавы нагилы». Была сопричастность с неизвестной, манящей жизни.
После первого курса череда невероятных, порой фантастических событий привела меня в ешиву «Торат хаим». Там я начал изучать Тору и Талмуд. Увидел, что такое настоящий шабат. Стал молиться по сидуру.
В ешиве я впервые понял, какая ответственность лежит на мне как на еврее. Я стал серьезнее. Это было лето моего духовного взросления. Я понял, что хочу развиваться, двигаться дальше. Я духовно сблизился с одним из преподавателей, раввином Давидом Крюгером. Он «купил» сердце дикого Маугли. Этот человек стал моим первым реббе –учителем и наставником. Впоследствии я не раз приезжал к нему, чтобы посоветоваться по важным вопросам.
На втором курсе института я каждый день после занятий ходил на вечерние курсы изучения Торы при синагоге. Первую главу Талмуда я закончил именно там. Это была третья глава трактата «Шабат».
А как Артем Жаворонков стал Ариэлем Тригером?
Я уехал в Израиль. Там при получении внутреннего паспорта написал свое новое имя – Ариэль Тригер. Это имя, которое отражает мою сущность – истинную, духовную. А мамина фамилия Тригер – это мое отождествление с еврейским наследием. Это было мое осознанное решение.
В Израиле я учился в ешивах. Затем в 23 года я получил приглашение работать раввином в Рязани. В то же время я познакомился с будущей женой.
10 лет назад мы с ней по приглашению главного раввина России Берла Лазара переехали жить в Волгоградскую область, Волжский. Я раввин этого города.
В Волжском большая община?
Город этот небольшой, но евреев достаточно. Активных членов общины много. А всего – больше тысячи. Это заслуженные строители Волжского, их дети, внуки. Люди всех возрастов. У нас есть воскресная школа для детей от четырех лет. На праздники приходит очень много людей.
Община растет. В какой-то момент мы поняли, что не в состоянии принять всех желающих, поэтому город пошел навстречу и выделил нам большое здание. Мы сейчас делаем там ремонт.
Рав Ариэль, были ли моменты в жизни, когда вера ослабевала?
Колебалась ли моя вера? В моем понимании, вера – это знание и уверенность в том, что абсолютно все в этом мире от Бога и все, что ни делается, – к лучшему. И этому знанию человек должен быть верен даже тогда, когда происходящие вокруг события трудно назвать благом. Верность этому знанию должна быть не только на интеллектуальном уровне, но и на духовном. Человек должен «возложить это на сердце свое». Я хочу сказать, что колебание веры – это промежуток времени, пока эти знания не дошли до сердца. В начале моего пути таких промежутков было больше. Но вот чтобы такая вера определяла все твои действия, надо работать над собой каждый день. Это то, над чем, с Божьей помощью, я упорно стараюсь работать. Ведь вера – это не теория. Это практика и тренировка.
Представьте, мы смотрим в замочную скважину и видим, что человека режут. Течет кровь. Мы в ужасе открываем дверь и видим человека, которого спасают на операционном столе. А через замочную скважину мы не видели картины целиком, только ее часть. Так и в жизни. Мы в какой-то конкретный момент видим лишь часть, а не целое. И не видим ту отправную точку, которая запустила череду событий, благость и справедливость которых мы ставим сейчас под сомнение. Вот это и заставляет нашу веру колебаться.
Задавали ли Вам – как раввину – вопросы, на которые Вы не могли ответить?
Когда раввин говорит, что знает ответы на все вопросы, он перестает быть раввином. В Талмуде говорится, что человек больше учится не у своих учителей, а у своих учеников.
Самый каверзный вопрос – это тот вопрос, который предполагает колоссальную ответственность за ответ него. Ведь, он может повлиять на всю жизнь человека.
Если раввин не знает ответа на какой-то вопрос, он просто открывает книги и при необходимости советуется с другими раввинами.
Насколько я знаю, Вы написали свою книгу…
Да, книга называется «Сокровищница агады» и посвящена общим правилам толкования мидрашей и агады Талмуда. Это своеобразный учебник на русском языке. Я собрал множество комментариев из сочинений великих раввинов на иврите и изложил их доступным языком. Книга помогает получить правильное представление о самой загадочной части Устной Торы.
Вы регулярно приезжаете в Москву, читаете лекции в «Жуковке», в том числе, про сны. Темы выбираете сами?
Конечно. Темы выбираю сам. Ориентируюсь на интерес людей. Например, по статистике, один из самых популярных запросов в Интернете – толкование снов. Я понял, тема интересная, востребованная. Нашел информацию об этом в нашим источниках, перелопатил огромное количество литературы. И одну из лекций посвятил толкованию снов.
Я ищу необычные темы, которые, на первый взгляд, не имеют отношение к иудаизму, или беру «заезженные» темы, о которых лекции не читал только ленивый, и стараюсь их преподносить необычно.
Вы считаете себя счастливым человеком?
Да! Я всем в своей жизни доволен. Я иду по жизни с Богом, у меня замечательная семья, которую я люблю. И, кстати, замечательная теща. Анекдоты про тещу и свекровь я никогда не понимал. Не мой случай. А жена создает мне все условия, чтобы я мог учиться.
Все свободное время я учусь: в самолете, поезде, машине я открываю книги. Но признаюсь, свободного времени у меня сейчас все меньше и меньше.
Есть ли что-то, чему Вы бы еще хотели научиться?
Мне хотелось бы стать менее горделивым, более скромным. Научиться прощать людей. Мне хотелось бы научиться одному большому искусству – молчать. Это даже сложнее, чем умение красноречиво говорить.
Еще бы мне хотелось быть примером для своих детей, чтобы они выросли хорошими людьми. И это очень непросто.
Мне хотелось бы, чтобы они нашли свою дорогу в жизни, чтобы шли по жизни с Богом, поступали как правильно, а не как хочется, и чтобы хочется и правильно совпадали.
Несколько слов тем, кто пока не нашел свой путь…
Удивительный факт: те, кто говорят, что не нашли свой путь, даже не искали его. Путь нужно искать, как сокровище, «искать, как серебро и разыскивать, как клад». Так советовал царь Соломон. Нужно искать!
Автор: Елена Кондратьева
Читайте также