Первое омовение рук, перед карпасом, я не делал, положившись на мнение Шулхан аруха о том, что «не по всем мнениям нужно мыть руки перед едой влажных фруктов и овощей». Но перед тем, как есть мацу, я встал и позвал охранника, чтобы он провел меня в соседнюю комнату, где я смогу омыть руки в раковине. Так я делал каждый год, но на этот раз дверь была заперта снаружи. Мы вместе с другими заключенными стучали и звали – ничего не помогало. Время идет, я начинаю думать о ѓалахическом разрешении есть хлеб, держа его через салфетку, тогда можно не омывать рук…
Но это не понадобилось. Ко мне подошел один из молодых заключенных и предложил застелить коробку, в которой я принес сюда еду, изнутри полиэтиленом, и получится «раковина». Кружка для омовения рук есть, вода есть – бутылки с питьевой водой. «Будем пить немного меньше воды, главное, чтобы можно было омыть руки!» Другие кивают, и так мы провели омовение рук для седера в запертой тюремной камере. В Бутырской тюрьме, старейшей из ныне действующих тюрем – 252 года непрерывной работы.
Во время седера я приглашаю каждого из присутствующих еврейских заключенных сказать несколько слов. И вот что сказал тот молодой человек: «Сегодня я увидел, что в любом месте и в ситуации можно «включить голову» и найти решение для преодоления любого препятствия. Сегодня я понял, что свобода – в первую очередь в голове каждого из нас». По окончании более чем двухчасового седера, со всеми его подробностями, мы дружески расстались, произнеся всегда актуальное пожелание: «В следующем году – в Иерусалиме!»
Читайте также