Во вторник вечером я был дома, сидел со своими детьми и смотрел на восемь горящих свечей хануки. Пляшущие язычки огня пробудили во мне воспоминания детства, запах горящего масла напоминал что-то, но что именно – я не мог вспомнить.
Главы Хабада говорили: “Нужно слушать, что говорят свечи Хануки”. Слушать, усваивать и применять в жизни. Я пытаюсь сделать это, но без особого успеха. Я думаю о том, что праздник прошёл так быстро – но это грустная мысль, и я утешаю себя тем, что впереди пламя других заповедей: свеча, при свете которой мы будем искать хамец перед Песахом, костёр Лаг ба-омера спустя месяц после этого, и другие.
Есть три еврейских праздника, в которых участвует пламя. В Песах мы сжигаем хамец, в Хануку – зажигаем светильник, в Лаг ба-Омер – зажигаем костёр в честь рабби Шимона бар Йохай. Песах упомянут в письменной Торе, это заповедь деорайта. Ханука упоминается только в Талмуде, это праздник устной Торы, заповедь дерабанан. Лаг ба-омер упоминается лишь в Шулхан арухе, это обычай еврейского народа.
“Светильник Господа – душа человека”, говорится в Танахе. Душа подобна горящей свече. Иногда светильник светит слабо, тускло или вообще погашен. По многим причинам еврейская душа может не светить так, как полагается, как от неё ожидалось, когда её посылали с небес в наше тело.
Но “а пинтеле ид”, еврейская точка в душе каждого еврея, никогда не гаснет. Никогда не поздно раздуть эту искру, и из искры возгорится пламя. А делается это посредством выполнения Торы и заповедей.
Пламя сожжения хамеца перед Песахом не похоже на огоньки ханукальных свечей, а они не похожи на большие костры Лаг ба-омера, но в них есть общее. Это общее – то, что мы выполняем заповеди, не думая,
какова их основа – Письменная Тора, Устная Тора или еврейский обычай. Так же мы не разделяем заповеди на “понятные” и “непонятные”. Все их мы исполняем своим еврейским сердцем, в котором горит еврейская душа, мы исполняем их сосредоточенно, после подготовки и с глубоким осознанием, радуясь великому подарку – возможности выполнять волю Всевышнего. “Мицва”, заповедь, близко к слову “цавта”, объединение – объединение человека со Всевышним, так объясняет Ребе во многих местах.
Во время ханукальных вечеров в Москве происходило множество важных событий для различной аудитории. Всюду люди приходили, чтобы загореться душой и взять свет Хануки с собой на весь год. Я сам видел это во многих местах.
Более всего мне запомнился взгляд моего соседа по дому, пожилого профессора математики. Как и каждый год, я пришёл к нему с моими детьми, чтобы он зажёг ханукальные свечи. Он смотрел на них и вспоминал о своём отце, убитом НКВД в сталинские времена, о том, как ему тогда трудно жилось, тем более как еврею. И тут он улыбнулся, посмотрел на нас и сказал: “Спасибо вам. Вы приходите ко мне, навещаете меня и приносите в мою жизнь свет”.
Светильник нужен не для того, чтобы гореть, а для того, чтобы светить и освещать. Наш светильник нужен, чтобы радовать других, чтобы приносить им свет в материальном и духовном, чтобы помогать им в трудный час.
Пусть свет Хануки сопровождает нас весь год, пусть нам удастся выполнять заповеди Всевышнего с искренним горением любви к Всевышнему и любви к евреям – без границ!
Гут шабес.
Шия Дайч.
Читайте также