После миквы и утренней молитвы мой друг раввин Шнеур Залман Заклас пригласил меня на завтрак в ресторан на первом этаже общинного центра «Бейт Менахем». Нет, не в Москве – в Новосибирске; я прилетел туда на краткое время в начале недели. За завтраком к нам присоединился раввин Цви Пинский, шалиах и руководитель молодежных программ в С.-Петербурге. Он тоже прилетел этим утром в Новосибирск: в рамках программы «Магид» лекторы и раввины приезжают для проведения уроков по еврейской традиции и хасидизму во все уголки России. И вот что рассказал раввин Пинский за завтраком:
«Несколько лет назад я нашел в Петербурге пожилого еврея, которого до сих пор не знал. После долгих бесед он начал накладывать тфилин и приближаться к еврейской традиции. В разговорах он упоминал, что его дедушка был известным «литовским» раввином, это был раввин Слуцкий. Я не знал этого раввина и не придал значения его словам: многим приятно ощутить связь с еврейством через знаменитых предков. Но потом я начал искать – и нашел в письмах Ребе Раяца письмо к тому раввину Слуцкому, деду моего знакомого. Ребе Раяц просил о помощи в ремонте миквы в Беларуси. А позже я нашел его статью о Торе в сборнике, опубликованном сто лет назад в Стране Израиля. Статье предпослано такое печальное предисловие: «Мы получили тяжелые вести о том, что раввин Слуцкий арестован в России, его «вина» – проведение уроков Торы. Поэтому мы публикуем его статью».
Мне хотелось обрадовать моего друга, – продолжает раввин Пинский, – и во время посещения Страны Израиля я купил экземпляр того сборника. У торговцев старыми книгами я нашел лишь два экземпляра сборника, где другие – неизвестно, и вот я купил один из этих двух. Сборник со статьей раввина Слуцкого я подарил его внуку, и этот подарок укрепил его на том еврейском пути, по которому он начал идти».
«Как зовут раввина?» – переспрашивает раввин Заклас, и в свою очередь рассказывает: «Несколько месяцев назад я получил запрос от семьи из Франции. Эти люди обнаружили, что их дедушка похоронен здесь, в Новосибирске, и они просили меня найти могилу их деда и привести на нее миньян евреев в день его йорцайта. Я как раз искал могилу одного из потомков Ребе Цемаха Цедека, а теперь стал искать и могилу того дедушки. И нашел, и сфотографировал надгробие: «Здесь погребен раввин Ицхак сын раввина Моше-Яакова Слуцкий». И я привел миньян евреев на его могилу, и мы прочитали Теѓилим и кадиш на его могиле по просьбе других его внуков, живущих во Франции».
Нелегкой была жизнь раввина Ицхака Слуцкого. За то, что он учил людей Торе, он был сослан в Сибирь и окончил свои дни в Новосибирске. Но о нем помнят, на его могиле прозвучал кадиш, а его внук в Петербурге идет по пути еврейской традиции. И все это – благодаря самоотверженной работе двух шалиахов Хабада.
Читайте также