Субботняя атмосфера всегда прекрасна. Что уж говорить о субботе в моём родном городе Иерусалиме… Вот так год назад я ходил по центру Иерусалима и думал, в какую бы синагогу зайти для встречи субботы. В святом городе тысячи синагог, и ни одна не похожа на другую, а я люблю узнавать новое и новых людей. Поэтому я искал синагогу, где ещё не бывал.
Среди переулков одного из центральных районов я нашёл двор со старыми зданиями, с колодцем для набора воды в середине (сто лет назад в каждом иерусалимском дворе были колодцы). В синагогу вели ступеньки. Арон-кодеш был резным, ручной работы, люстры – старыми.
Сбоку стоял молодой человек в субботних одеждах, погружённый в молитву и светящийся радостью. Эта радость постепенно охватила и меня. В некоторый момент все молящиеся в синагоге начали танцевать, и он танцевал с той же радостью, напевая субботний нигун.
Синагога была расположена недалеко от лечебницы «Бикур холим», где я и родился сорок два года назад (без месяца). Может быть, и жена этого молодого человека родила там – неудивительно, что он так рад? В конце молитвы, после приветствия старосты «Гут шабес!», я смог поговорить о нём.
Я спросил у старосты: «Скажите, этот радостный молодой человек – тоже гость в синагоге, как и я?»
«Нет, он живёт недалеко и молится здесь постоянно».
«А в чём причина его особенной радости?»
«Никакая она не особенная. Он любит шабат, он готовится к шабату всю неделю, и эта радость распространяется на всех».
В три предыдущие недели мы читали в Торе главы «Трума», «Тецаве» и «Ки тиса». В них приводятся подробные указания о том, как надлежит строить Мишкан – храм в пустыне, средство для пребывания Всевышнего в нашем мире. Первым делом Моше получил заповедь изготовить утварь для Мишкана – ковчег, стол, светильник; потом – сам Мишкан, его полотнища и брусья. В конце, после подробных указаний, Всевышний предупреждает евреев о необходимости соблюдения шабата. А в недельной главе, читаемой в эту субботу, Моше передаёт повеления Всевышнего народу. И порядок повелений обратный: сначала заповедь субботы, потом строительство Мишкана, потом сооружение его утвари.
Алтер ребе спрашивает: зачем Моше перевернул порядок повелений? И объясняет, что аспекты сооружения Мишкана важны и действуют и сейчас, в духовной жизни еврея. Когда Всевышний велит построить Мишкан, сказано: «И сделают Мне святилище, и Я буду пребывать среди них». Почему «среди них», а не «среди него», святилище-то одно? Имеется в виду тот Мишкан, который каждый человек строит в своём сердце. «Среди них» – среди всех евреев.
В том святилище, которое мы строим в себе, существует и Мишкан, и утварь. Полотнища, окружавшие святилище снаружи – это заповеди, окружающие и одевающее еврея в свет святости. Тора – это утварь святилища, это духовная пища души, от которой распространяется Б-жественный свет.
Но чтобы привлечь в своё святилище высший Б-жественный свет, нужно получить его от шабата. В шабат каждый еврей получает дополнительную душу, и посредством её он возвышается над собой, возвышается над всеми духовными мирами. Это даёт ему после шабата, в шесть дней работы, силы и возможность привлекать к себе Б-жественный свет.
Порядок его привлечения таков: вначале – «окружающий свет» посредством заповедей, затем – «внутренний свет» посредством Торы. В таком порядке Моше и даёт евреям повеление о строительстве святилища: вначале – шабат, затем – Мишкан (заповеди, окружающий свет), затем – утварь святилища (Тора, внутренний свет). А порядок раскрытия Б-жественного света в мирах – обратный. Вначале раскрывается свет, ограниченный рамками сосудов, чтобы миры смогли принять его и не исчезли немедленно в его безграничной мощи. После этого может раскрыться и более высокий, «окружающий» свет, Мишкан. И только после всего этого наступает шабат, когда свет Всевышнего возвращается к своему корню и источнику.
Всю свою духовную силу, всю свою жизненность черпает еврей из шабата. От него он получает потенциал для еврейской, успешной во всех пониманиях недели, насыщенной исполнением заповедей и изучением Торы.
Когда мы соблюдаем и проводим шабат как полагается, как достойно его, тогда наши заповеди и наша Тора глубоки, серьёзны, ведь в их основе лежит сила шабата.
Здесь, в России, многие евреи прилагали героические старания ради соблюдения шабата. Сколько из них были уволены за это с работы, сколько оказались в ссылке и терпели невероятные страдания! Но они не покорились, ведь шабат был для них важнее прочего.
Мудрецы Талмуда говорят: «Кто трудился перед шабатом, тот будет есть в шабат». Здесь имеется в виду время галута, в котором мы находимся сейчас. Это как бы канун субботы времён, царства Избавления, «дня, который весь – шабат». Кто подготовил себя посредством Торы и заповедей как полагается к этому дню, удостоится великого блага, хранимого для дня Избавления. Однако у высказывания мудрецов есть и простой смысл. Кто всё купил, всё сварил, всё подготовил перед субботой – будет есть полноценную субботнюю трапезу.
На одном из фарбренгенов в синагоге «Марьина Роща» Главный раввин России р.Берл Лазар говорил о духовной подготовке к шабату. Она не менее важна, чем покупки и приготовления. Если к субботе хорошо подготовиться, субботняя трапеза станет незабываемым впечатлением для детей, для всей семьи и гостей. Трапеза, насыщенная учением хасидизма, толкованиями недельной главы, актуальной ѓалахой, хасидскими песнями – это переживание, охватывающее всех. И то ощущение духовного покоя и радости, которое почувствуют дети, они не забудут никогда.
С пожеланием «дня, который весь – шабат» после полного и истинного Избавления,
гут шабес,
Шия Дайч.
Читайте также