Моше созвал собрание и передал сынам Израиля повеление Всевышнего построить Мишкан. Это собрание Общины Израиля, созванное во имя Неба, искупило предыдущее нечестивое сборище, потребовавшее установить золотого тельца.
Когда народ узнал, что Шехина Всевышнего будет пребывать в Мишкане в знак прощения греха золотого тельца, радость его не знала границ. Сразу же стали поступать пожертвования. Люди жертвовали не только заимствованные у египтян золото и серебро, но и личные драгоценности. Этим они исправили свой дурной поступок, когда жертвовали украшения для тельца. Женщины, которые отказались пожертвовать что-либо из своих украшений для золотого тельца, стали теперь первыми, кто вызвался принести все свои драгоценности для Мишкана.
В течение всего лишь двух дней было собрано более чем достаточное количество материалов. Однако пожертвования продолжали поступать. Сборщики ходили по лагерю и призывали народ прекратить жертвовать.
В этих активных пожертвованиях на Мишкан проявилась природная щедрость сынов Израиля. По сей день евреи известны своей щедростью в делах благотворительности. Но щедрость, как и все остальные качества, будет направлена неверно, если ею не руководит Тора. Поэтому простой еврей дол¬жен советоваться со знатоком Торы, чтобы определить, какие цели достойны внимания, какие являются самыми неотложными и сколько денег выделить на каждую.
Еврейский народ характеризуют три качества:
— Он сострадателен.
— Он скромен.
— Он совершает хэсед (творит добрые дела).
Эти качества настолько присущи нашему народу, что, встретив еврея, лишённого их, можно предположить, что у него нет предков, стоявших у горы Синай.
Моше объявил, что все богобоязненные мужчины и женщины приглашаются прясть и ткать полотнища и изготовлять детали стен Мишкана своими собственными руками. На этот призыв откликнулись и мужчины, и женщины. Они приносили Моше изготовленные ими образцы. Специальностью сведущих женщин было прядение козьей шерсти для полотнищ. Шерсть была тонкой и жёсткой, и прясть её было очень нелегко.
Всякого, кто вызвался строить Мишкан, Всевышний наделил особой мудростью. Рассматривая принесённые ему образцы, Моше увидел, что все они соответствуют описаниям, данным ему Всевышним. Он был счастлив.
Божественная мудрость вдохновляла не только тех, кто помогал строить Мишкан. Даже животные, работавшие на строительстве, были наделены особым чутьем: домашние животные, которые перевозили брусья, сами знали, по какой дороге им идти, а дикие животные, чьи шкуры использовались при строительстве, сами приходили в стан Израиля.
И Бецалель, и Оолиав были наделены Божественным пониманием, что дало им возможность сделать сосуды Мишкана именно так, как повелел Всевышний, и вырезать даже самые сложные формы.
Кажется странным, что ни Оолиаву, ни кому-либо другому из числа богобоязненных людей, помогавших построить Мишкан, в Торе не воздается должное. Все заслуги приписываются одному Бецалелю. Тора каждый раз говорит: «И он сделал это», что является ясным указанием на одного Бецалеля.
Дело в том, что Бецалель занимался строительством не только в физическом смысле. Он трудился также в духовной сфере. Он прилагал невероятные умственные усилия, чтобы понять глубокое значение каждого предмета. За эти высокие духовные усилия Всевышний наградил его, наделив Духом Святости в высшей степени, так что Бецалель смог проникнуть в самую сущность каждого предмета. Тора приписывает все строительство Мишкана одному Бецалелю, поскольку, одухотворяя каждый предмет своими святыми мыслями, он стал его духовным творцом, нанося на каждую принадлежность Мишкана завершающие штрихи.