Четырнадцать лет спустя после разрушения Иерусалима, когда еврейский народ был в вавилонском изгнании, пророку Йехезкелю было явлено видение, в котором ему был показан Иерусалимский Храм.
Всевышний сказал пророку: “Сын человеческий, расскажи дому Израиля об этом Храме, и станет им совестно за грехи свои; и постигнут они устройство Храма”. Ответил пророк: “Владыка мира! Мы живем в изгнании, в земле наших врагов, а Ты говоришь мне идти и сообщить Израилю вид и устройство Храма и все законы его, чтобы они их хранили и исполняли! Да разве могут они это делать? Пусть они вернутся из изгнания, и тогда я им все расскажу!” Сказал ему Всевышний: “Разве из-за того, что сыны мои в изгнании, должно прекратиться строительство Моего Дома?! Изучение написанного о нем в Торе столь же велико, как и строительство его. Скажи им, чтобы они изучали по Торе его форму и устройство, и в награду за это учение Я засчитаю им занятие изучением как занятие строительством Храма”.
На первый взгляд, изучение устройства Храма и строительство Храма как таковое – это по сути две разные вещи. Ведь Храм важен именно как физическое строение (место жертвоприношений), а вышеупомянутое изучение, которое “засчитывается” Всевышним “как” строительство, подобно лишь молитве. Однако то, что Тора приравнивает одно к другому (причем сказано “Я засчитаю”), указывает на тождественность этих вещей. Слово “как” звучит здесь только потому, что физические результаты занятия изучением наступают лишь спустя какое-то время. Однако изучение устройства Храма есть не просто память о нем и не просто достойно награды, как само строительство. На самом деле, человек, занимающийся этим изучением, занимается буквально строительством Храма.
Ведь Всевышний, приказывая Йехезкелю научить евреев законам Храма, говорит: “Разве из-за того, что сыны мои в изгнании, должно прекратиться строительство Моего Дома?!” То есть, благодаря изучению “строительство Моего Дома” не прекращается. Идея этого заключается в том, что заповедь Торы “и построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них” дана на все времена. И в каждом поколении народ Израиля обязан строить Храм. Поэтому, когда по независящим от них причинам евреи не в состоянии делать это на уровне физического действия, на них, тем не менее, лежит обязанность строить Храм посредством изучения его законов и структуры. Дело не просто в том, что, не имея возможности строить Храм физически, мы хотя бы изучаем его устройство в качестве духовной связи, как напоминание о нем или для того, чтобы знать, как построить его в будущем. В действительности к этому изучению самым непосредственным образом относится заповедь возведения Храма – актуальная и в настоящий момент.
Известно, что о грядущем возведении Третьего Храма существуют две точки зрения. Согласно мнению, высказываемому в Мидраше и в книге Зогар, он “раскроется и спустится с Небес”. По мнению же Рамбама (согласно сказанному в Иерусалимском Талмуде), он будет возведен руками людей – его построит Машиах. Эти две точки зрения можно связать воедино. Описание Храма в пророчестве Йехезкеля содержит вещи “открытые и разъясненные”, которые во времена Эзры были учтены при восстановлении Второго Храма и которые подробно описываются в Талмуде. Оно также содержит вещи “скрытые и неразъясненные”. Те аспекты и части Храма, которые разъяснены и описаны, будут возведены руками людей, а части его из категории “неразъясненных” будут раскрыты с Небес Всевышним. Иными словами: Храм на земле будет возведен руками человека – Машиаха, которому будет раскрыто все “неразъясненное”, и в этот Храм земной “облечется” небесный Храм, что и обусловит его вечность.
В свете этого можно глубже понять, почему наше нынешнее изучение устройства Храма засчитывается Всевышним лишь “как” строительство. Ведь совершенство Третьего Храма будет определяться не возводимым руками людей, а именно тем его уровнем, который “раскроется и спустится с Небес”. Третий Храм будет вечен именно потому, что он – “построение Всевышнего”. Нашему же изучению доступно пока только “разъясненное”.
Из всего вышесказанного следует урок об исключительной важности изучения законов и устройства Храма. И особенно в дни трех траурных недель (предшествующих дню 9 Ава – годовщине разрушения Храма). Ибо, благодаря этому, мы во время Изгнания исполняем заповедь возведения Храма, тем самым на духовном уровне исправляя его разрушение, и приближая тот день, когда Праведный Машиах навечно отстроит земной Храм.