В Талмуде приводится спор между рабби Тарфоном и рабби Акивой. Предположим, некий мужчина умер в далёкой стране. Чтобы его вдова могла снова выйти замуж, чтобы оформить вступление в наследство, нужно, чтобы его смерть удостоверили. Сколько свидетелей нужно? По рабби Акиве – один, по рабби Тарфону – два. Причина спора – в разногласиях о том, к какой области еврейского закона относятся брачные дела. Если они относятся к имущественной сфере, достаточно одного свидетеля, если же к сфере «души живой» – нужны двое.
И сразу после описания этого спора приводится изречение:
– Мудрецы упрочают мир в мире, ибо сказано у пророка: “Все сыны твои (банаих) знают Г-спода, и велик мир сынов твоих (банаих)”, понимай «банаих» не от слова «бен» (сын), а от слова «бана» (строить).
Во-первых: какое отношение имеют законы свидетелей и брака к упрочению мира мудрецами? А во-вторых: зачем в стихе пророка слово «банаих» (сыны твои, строители твои) повторено дважды?
По моему мнению, два эти вопроса отвечают друг на друга. Известно высказывание: получение Торы на горе Синай было «женитьбой евреев на Торе», и в соположении двух высказываний в Талмуде есть намёк: успех в изучении Торы достигается тогда, когда вы вкладываете в дело и свои деньги, и свою «душу живую». И тогда достигается «дважды строители». Мы строим и этот мир, и свой грядущий мир.
Это одна из мыслей, которую я приготовил для торжественного завершения изучения трактата Йевамот в один из «девяти дней» месяца менахем-ав. Так велел делать Ребе.
Читайте также