«Я родился в Смоленске, а в три года мы переехали жить в Москву, и с тех пор — уже 97 лет я москвич». «Вы знаете идиш?» — спрашиваю я, а собеседник с улыбкой говорит, что его родители разговаривали между собой на идише только ночью, чтобы никто не слышал!
Ровно 80 лет назад Айзик Виленский, молодой двадцатилетний еврей, находился со своим танковым батальоном на границе Чехии и Германии, когда услышал о капитуляции нацистов и победе в этой страшной войне. «Я проснулся после короткого сна и услышал эту новость. Мы нашли винокурню, где делали спирт и взяли несколько бутылок в танк. И отметили победу».
В течение четырёх лет он воевал против нацистов. Сначала в пехоте. Он отступал вместе с другими солдатами от Калинина (Твери): идти приходилось ночью, а днём прятаться. Потом он наступал через Украину и Польшу до границы с Германией. Там он был переведён в танковые войска, где и находился до окончания войны.
Айзик — один из десятков еврейских ветеранов, которые выжили и остались с нами до сегодняшнего дня, чтобы рассказывать молодому поколению, о том, что они пережили и видели. А нам остаётся лишь слушать, уважать, ценить и приветствовать их за их великий героизм.
В преддверии праздника Победы — 9 мая, когда исполняется очередная годовщина окончания Второй мировой войны, мы организовали специальную акцию с визитами к каждому из ветеранов, зарегистрированных у нас в Центре милосердия и получающих регулярную помощь в течение всего года. Были подготовлены подарочные наборы, мы привлекли десятки учеников «Месивты» и отправились.
Я в этот раз посетил Рахель Калманову. Накануне она отметила своё столетие! Сто роз красного цвета в нескольких вазах украшали стол в гостиной. Она с волнением делилась воспоминаниями о своих военных трудах в молодости на танковом заводе, где работали день и ночь, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. С гордостью она показала мне поздравительную открытку, которую получила от президента Путина, а потом пришёл её правнук в сопровождении родителей.
А теперь вернёмся к Айзику Виленскому. Спустя некоторое время после начала нашего разговора раздался звонок в дверь. Айзик встал, надел свой парадный пиджак, украшенный медалями. Опираясь на трость, он с волнением подошёл, чтобы пожать руку Главному раввину России р. Лазару, который пришёл его навестить и принёс корзину продуктов, пару тфилин и мезузу.
«А ведь я связан с Марьиной Рощей! Мой отец всю свою жизнь работал на цементном заводе в Марьиной Роще. Жизнь иногда делает круг», — говорит Айзик с улыбкой.
Раввин преклонил колени перед Айзиком, помог ему засучить рукав левой руки и медленно надел на него тфилин — «бар-мицва» в сто лет, ведь Айзик впервые в своей жизни надел тфилин. Он произнёс благословения и слово в слово повторил за раввином «Шма Исраэль». Потом р. Лазар прикрепил на дверной косяк квартиры мезузу, они выпили с хозяином чая и даже немного водки с селёдкой, по еврейскому обычаю.
Читайте также