Рав Бенцион Шемтов стал первым посланником Ребе в Англии. В самом начале своей миссии он столкнулся с дилеммой: в каком городе поселиться – в Лондоне или Манчестере. В этих городах проживали большие еврейские общины. Рав Шемтов решил основать свою штаб-квартиру в Лондоне и оттуда разъезжать по Великобритании с визитами ко всем евреям, которых он сможет найти.
Его старый друг рав Ицхак Дубов возглавлял в Манчестере синагогу, где порядок молитв соответствовал обычаю любавичских хасидов. Среди прихожан манчестерской синагоги был Залман Яффе, успешный предприниматель, соблюдавший заповеди Торы. Хотя он был назван в честь первого хабадского Ребе, тогда он еще не имел тесных связей с Хабадом. Рав Шемтов познакомился с ним, и реб Залман стал одним из первых, кто начал оказывать поддержку лондонскому посланнику. Много лет спустя он рассказывал: “Рав Шемтов называл мою контору своей манчестерской штаб-квартирой. У него всегда находилась для меня работа. Он познакомил меня и мою жену с Ребе и с Ребецин. За это мы навечно в долгу перед ним”.
Однажды, во время визита в Краун-Хайтс, реб Залман с женой получили приглашение прийти на чай к Ребецин в пятницу. Вот что рассказал реб Залман об этом визите:
“Ребецин была очень занята, разговаривая по телефону. Я осторожно поинтересовался, скольким людям она звонит в пятницу. Она ответила, что составила для себя список из ста пятидесяти имен, которым она каждую пятницу звонит, чтобы пожелать доброй Субботы. Во время этих разговоров она получает просьбы и сообщения для Ребе, а в следующую пятницу передает им ответы. Пока мы говорили, помощница, работавшая в доме Ребе, объявила, что международная линия, разговор по которой Ребецин заказала ранее, доступна. В те дни международные звонки надо было заказывать через оператора.
У матери Ребецин был брат, Бенцион Шнеерсон, который умер в начале шестидесятых, не оставив детей. Его вдова Циля так и осталась одинокой. Она уехала из Америки, поселилась в Иерусалиме и теперь жила в доме для престарелых. Ребецин звонила ей, и я услышал ее слова: “Я звоню, чтобы пожелать доброй субботы и спросить, как вы поживаете. Но самое главное, я хочу, чтобы вы знали, что мы любим вас и все время о вас думаем!”
Р-н Яаков Касс
Читайте также