Спектакль по пьесе Виктора Франкла “Синхронизация в Биркенвальде”
Виктор Франкл, великий австрийский невролог, психиатр, философ, узник нацистских концлагерей написал свою единственную пьесу “Синхронизация в Биркенвальде” в 1946 году. Написал на одном дыхании, за 9 часов. Немногие брались за постановку этой пьесы, а неудачные попытки объяснялись чрезмерной сложностью пьесы как по содержанию, так и по сценическому воплощению.
И вместе с тем трудно найти более современную и более своевременную пьесу, чем эта. Ее многослойность, глубина и парадоксальность приводят зрителя в трепет, протест, воодушевление и сильное эмоциональное переживание.
Московский институт психоанализа взял на себя смелость поставить и показать этот спектакль, и этот проект осуществился в первую очередь благодаря высокопрофессиональной работе режиссера документального кино и театра Сергея Куцевалова, ставшего сценографом, режиссером и автором музыкального оформления этого спектакля.
Не актеры, но психологи стали исполнителями, и во многом благодаря их “нетеатральности” спектакль кажется очень живым и непосредственным.
Премьера спектакля прошла 25 сентября 2016 года в Вене на международном конгрессе по смыслоориентированной психотерапии, в здании Венского университета, где зрителями были участники конгресса, русскоязычные жители Вены, представители посольства России, члены семьи Франкла.
Спектакль никого не оставил равнодушным и смотрелся на одном дыхании! Тема Холокоста, концлагерей, достоинства человека, его воли к смыслу и человечности – все это не просто слова и для современного человека, хотя бы потому, что у каждого есть свой собственный концлагерь.
Виктор Франкл дважды был в России, его книга «Сказать жизни – Да!» выдержала несколько переизданий, является очень популярной в нашей стране, а во всем мире вышла многомиллионными тиражами, и по признанию библиотеки Конгресса США, является одной из величайших книг, написанных за всю историю человечества. Сам Виктор Франкл дважды был номинирован на Нобелевскую премию мира.
Цитаты из спектакля:
Нет! В конце концов, цепь зла должна быть разорвана! Мы не хотим снова и снова платить за ненависть — ненавистью, за насилие — насилием! Это цепь, Пауль, пойми, цепь — вот что это! Ее нужно наконец разорвать…
Да , вы должны в это верить, потому что знать этого мы не можем. Мы его не знаем — великого зрителя спектакля нашей жизни. Он сидит, в темноте, где-то там — в ложе. Но он смотрит на нас внимательно, поверьте, сударыня!
Выступая на подмостках жизни, и ослепленный сверкающей на переднем плане повседневностью, человек мудростью своего сердца всякий раз угадывает присутствие великого, хоть и незримого наблюдателя; перед которым он отвечает за требующееся от него осуществление его личного, конкретного смысла жизни.
И как бы они были изумлены, если бы знали, что их великие мысли, даже не опубликованные, даже еще не высказанные если это, конечно, великие мысли, уже давно опубликованы Здесь и ждут, когда их гонимый автор прибудет снизу, чтобы встретиться с ними.
Ничего — совсем ничего! Таков, значит, человек. И таков я. И все-таки человек есть что-то! И я тоже, наверно. И это что-то трепещет, парит, мелькает, его невозможно понять, ухватить. Но надо действительно это сделать, надо это неуловимое воплотить, осуществить… жизни, в смерти…