«Я хочу поблагодарить полицию России, посадившую меня в этот следственный изолятор. Здесь я открыл то, что было скрыто для меня – насколько праздник Песах важен для каждого еврея…»
Уже десять лет я провожу общественный пасхальный седер в Бутырской тюрьме. И каждый раз я сомневаюсь и опасаюсь: как примут меня заключённые, будут ли они рады, будут ли активно участвовать, откроется ли их еврейская суть в этом сложном положении. Я читаю Теѓилим, держу за руку сына, который помогает мне. Мы проходим все проверки документов и безопасности, входим в эту тюрьму, старейшую в Москве – 250 лет непрерывной работы – и наконец я перед ними. Перед евреями, за плечами каждого из которых собственная сложная история, приведшая его сюда. И здесь слова агады «Сейчас – рабы, в следующем году – свободные» обретают своё прямое значение.
Мы сидим за длинным столом, который я накрыл за несколько часов до этого теми блюдами и посудой, которую я привёз. Я начинаю чтение вечернего «Шма» – это заповедь Торы, мы должны выполнять её утром и вечером.
Постепенно, от рассказа к рассказу, от одной части агады к другой, атмосфера теплеет. Мы переходим к «шулхан орех», к трапезе. Мой сын, как официант, обслуживает собравшихся. Они улыбаются во весь рот: как будто их ребёнок пришёл к ним, относятся к нему по-отцовски, а он улыбается в ответ.
Все присутствующие, по порядку, приглашаются сделать «лехаим» (по распоряжению руководства тюрьмы – «только виноградный сок и только в пластиковых бутылках») и сказать несколько слов. Первым я попросил выступить того, кто казался старше других. Его история была потрясающей, хотя можно было понять, что рассказано было далеко не всё.
«Когда мне было тринадцать лет, мой дед – преданный коммунист – всё же взял меня для наложения тфилин в московскую синагогу на ул. Архипова. Я первый раз наложил тфилин – и оказалось, что это был и последний раз… Сослуживцы деда открыли его «преступление протиув идеологии партии», и с тех пор на нём стояло клеймо отступника, и он не оправился до своего последнего дня».
Мы слушали в молчании.
«Большую часть жизни я мотался по тюрьмам. И только сейчас и здесь я открыл для себя праздник свободы. Спасибо начальству Бутырки: именно здесь, в тюрьме, я открыл для себя, что такое еврей. Я увидел мацу, седер, и открылось то, что дремало всё это время…»
*
Около недели назад мы провели пасхальный седер. Той ночью еврейский народ вышел из египетского рабства на свободу, ему были явлены чудеса. Неделю шли евреи по пустыне, пока не нагнал их фараон со своим войском, чтобы отнять у них свободу и вернуть в Египет. И тогда произошло великое чудо, поминаемое нами каждый день в утренней и вечерней молитве – чудо рассечения Тростникового моря. Море расступилось, и евреи прошли посуху. В честь этого чуда мы отмечаем седьмой день Песаха, начинающийся сегодня вечером, и «последний день Песаха», выпавший в этом году на субботу.
В трактате Арахин в Талмуде говорится: «Евреи вышли из моря на том же берегу, на котором вошли». Они прошли по дуге. Это значит, что целью перехода через море не был уход из Египта в свободную пустыню, от которой их отделяли морские воды. Переход через море не сократил и путь к горе Синай, на которой они получили Тору. Да и от войск фараона, преследовавших евреев, можно было избавиться разными способами. Зачем же, спрашивает Ребе, было нужно рассечение моря? В чём его цель?
А цель эта выше прохода от точки А к точке Б. Рассечение моря было подготовкой к Синайскому откровению, где соединились духовные миры и материальный мир. Для этого нужно было превратить море в сушу, обнажить морское дно, чтобы показать: Всевышний может раскрыть перед вами то, что скрывает морская пучина, которую вы руками не раздвинете. Так же Он может раскрыть перед вами то, что скрывает материальный мир. Скрытая духовная основа мира, так же как скрытые духовные силы души, есть. А раз они однажды были раскрыты – они могут быть раскрыты снова.
Вот почему мы упоминаем рассечение моря дважды в день в молитве. Потому что цель нашей духовной работы – раскрыть. Раскрыть спрятанное в нашей душе, в душе других людей. Не привить, не внушить – нет, раскрыть. Тогда мы сможем служить Всевышнему, выйдя за пределы материальных ограничений, ведь неограниченные силы души даны нам Всевышним.
Это путь к Синайскому откровению. Это путь и к полному Избавлению, когда Б-жественная сила раскроется во всех аспектах мира.
Хаг самеах, гут шабес
Шия