Советы еврейской мамы
Данный материал создан по мотивам беседы с Хавой Полонской – прекрасной женщиной, мамой и педагогом. Слова эти – не истина в последней инстанции, это опыт одной любящей мамы, опыт который может пригодиться кому-то еще.
О совместимости несовместимого
Когда я была беременна младшей дочерью, то работала до последнего. Буквально в пятницу я еще была в школе, а во вторник уже рожала. И после родов день на восьмой я снова была в школе, но уже с ребенком в слинге. Так мы и жили, дочь очень привязана ко мне, и всегда была со мной на работе. То в слинге, то в коляске. Только так у меня получилось совмещать и любимое дело и обязанности мамы. Мне было спокойно и за школу и за дочь.
О контактах с детьми
С детьми бывает по-разному. Нет идеальной мамы, но я стараюсь говорить с ними словами Торы, особенно в моменты конфликтов. Они прислушиваются к мудрости Торы, и нам удается найти общий язык. Все слова, которые мы говорим детям, должны идти из души, тогда они также отвечают нам душой. Например, с сыном мне не просто, он не очень любит учиться, но я говорю ему о том, что все, что я делаю, я делаю для тебя, а все что ты делаешь, ты делаешь для меня. И когда он приносит хорошую оценку, то с гордостью мне говорит: «Мама, я сделал это для тебя». У нас это работает, и слава Б-гу.
О занятости
Я придерживаюсь такого мнения, что дети должны быть при деле с утра и до вечера. У них не должно быть свободного времени до восьми часов. Поэтому мои дети заняты всю неделю. Они пробуют разные кружки, что-то нравится, что-то не очень, но чтобы выбрать, надо обязательно пробовать. Например, дочери не очень нравится музыка. И возможно через полгода она ее бросит, но за эти полгода она уже будет знать, что такое сольфеджио, как выглядит скрипичный ключ и еще много вещей, которым их не учат в обычной школе. Сын не хотел ходить на акварель. Я купила ему самые лучшие краски в самом красивом пенале, конечно, ему захотелось показать все это друзьям, и как следствие проснулся интерес к рисованию. Скорей всего он не станет великим художником. Но он будущий отец, и за умение нарисовать детям дерево, он потом скажет спасибо кому? Маме.
О родителях
Есть еще одни важный момент, мимо которого пройти нельзя: наше отношение к своим родителям. Дети смотрят на нас и учатся на нашем примере отношению к старшим. Об этом есть притча.
За столом сидели муж, жена и дед (отец мужа). Дед был очень стар, он ел суп, у него тряслись руки и он пролил немного на скатерть из ложки. Тут жена не выдержала, вскочила из-за стола и стала кричать мужу, чтобы тот убрал отсюда своего отца, что она устала убирать за ним. И тогда муж постелил под лестницей их дома коврик, переместил туда своего отца и сказал ему: «Отец, ты будешь жить здесь, а я буду носить тебе еду». Тут пришел их маленький сын, посмотрел на все это, и сел рядом с дедом на коврик. Отец спросил сына: «Что ты делаешь?». А сын ему ответил: «Я хочу запомнить хорошо этот коврик, чтобы, когда придет время, постелить его тебе».
О рамках и послаблениях
У нас дома демократия, но демократия в рамках. Существуют определенные правила жизни, обязательные к соблюдению. Такие как подъем в определенное время, утренний туалет, своевременный отход ко сну – в общем, самое основное. А внутри этих правил уже могут быть послабления. Если ребенок не хочет есть в какое-то время или наоборот только поел и через полчаса хочет еще – это нормально. Никто не будет его ограничивать.
О воде и слезах
Если мои дети плачут, первое, что я делаю – бегу к ним со стаканом воды. Вода, как ничто другое действует на детей отвлекающее успокоительно. Все мои друзья уже пользуются этим простым и проверенным средством. Если ребенок заплакал – дай ему воды. Пока он будет пить – он уже успокоится и начнет слышать то, что ты ему говоришь.
Но тут тоже есть нюансы, иногда ребенку надо дать проплакаться. Он должен сам внутри себя определить свою проблему или вопрос. Тогда он уже придет к тебе, и ты сможешь разложить ему все по полочкам.
О еврейских вопросах
Когда моя дочь приходит ко мне с вопросом о том, что ей сегодня надеть, я отправляю ее посмотреть в шкафу. Я прямо дословно возвращаю ей ее вопрос, и она понимает, что ей надо решить его самой. Это хорошо, когда ребенок приходит к тебе с вопросом, что ему делать. Потому как, услышав этот же вопрос от тебя – он пойдет и сформирует себе стратегию поведения на определенную жизненную ситуацию. Дочь говорит мне: мама, что мне надеть? Я отвечаю: «Что тебе надеть? Посмотри в шкафу и покажи мне потом, что ты надела». Сразу находятся подходящие вещи и проблема решена.
Об индивидуальностях
Каждый ребенок – личность, и чтобы он слышал тебя – к нему нужен подход. Индивидуальный. У меня четверо детей, и если я буду кричать им всем, чтобы они, например, ложились спать, меня никто не услышит. Потому, что сына надо погладить по голове и пожелать спокойной ночи, дочек, одну поцеловать, другой сказать, что я хочу сейчас же видеть тебя в пижаме, третей повторить это тридцать раз. Со всеми по-разному. Нет одной схемы и быть не может. Вот как-то так.
Автор: Александра Прилепская