Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Состоялась встреча с журналистом, историком и публицистом Евгением Берковичем

04 марта 2009 / Главная
search
555.jpg

Евгений Беркович уже несколько лет плодотворно сотрудничает с газетой «Еврейское слово». Его статьи всегда находят большой отклик среди читателей. Редакция получает много писем в ответ на статьи Берковича. Поэтому и возникла идея представить Евгения как говорится в полной объеме, т.е. увидеть его на сцене, услышать его и иметь возможность задать вопросы. Евгений Беркович по образованию математик, закончил физико-математический факультет МГУ. С 1995 года живет в Германии и работает по профессии в финансовых структурах. Но интерес к еврейской истории, который возник еще в юности, в результате стал не хобби, а второй профессией. Публикации Берковича по еврейской истории печатались не только в нашей газете, но и журналах «Нева», «22», «Лехаим». С конца 2001 года – он издатель и главный редактор сетевого журнала «Заметки по еврейской истории» и альманаха «Еврейская Старина». Представляя Евгения Берковича, главный редактор газеты «Еврейское слово» Владимир Дынькин отметил не только глубокие знания автора по истории и религии еврейского народа, но и интересный, подчас полемический взгляд автора на те или иные события. Именно это и вызывает интерес читателей к его публикациям. Затем Евгений Беркович предложил залу порассуждать вместе с ним на интересную, но весьма болезненную тему, которая была означена так: «Смятение умов. Как ведут себя интеллектуальные элиты в эпоху диктатуры». Более конкретно разговор шел о том, как реагировала еврейская научная и творческая интеллигенция Германии вначале на приход к власти в 1933 году нацистов во главе с Гитлером. Это парадоксально, но в первые годы правления Гитлера еврейская общественность пыталась даже договориться с властью, возникла идея создания еврейского национал-социалистического крыла, которая естественно не нашла поддержки у фашистской Германии. Лучшие еврейские умы не могли себе представить того размаха антисемитизма, который и привел к Холокосту. Почему? Обратимся вкратце в предыстории. Начало ХХ века. Германия одна из самых развитых европейских стран, с мощной промышленностью, экономикой и, пожалуй, самой сильной наукой. Большой процент научных умов Германии составляли евреи. Из ста профессоров математики – 20 были евреи. К началу Первой мировой войны еврейское население Германии насчитывало -500.000 человек. 150.000 ушли на фронт. 12.000 погибли. Тысячи были награждены орденами и медалями. Евреи по праву считали Германию своей родиной, за которую проливали кровь на фронтах Первой мировой. После войны 1914-1918 годов Германия была экономически и политически раздавлена. Приход к власти человека (Гитлера), говорившем о возрождении Германии, о необходимости дать людям работу и достаток, конечно, было воспринято народом Германии «на ура», а евреи, поначалу не отнеслись серьезно к антисемитским тезисам гитлеровской программы. Да и немцы в начале не очень-то ловились на эту удочку. Призыв Гитлера бойкотировать еврейские магазины и предприятия в 1933 году не имели успеха. Немцы не обратили на них внимания и продолжали покупать товары в еврейских лавочках. Пять лет усиленной антиеврейской пропаганды и антисемитских законов и в ноябре 1938 года хрустальная ночь объединила народ и власть в ненависти к евреям. В этих погромах участвовали тысячи немцев. Начался Холокост. За шесть лет с 33 по 39 г.г из Германии выехала половина евреев. Участь оставшихся была предрешена. Даже когда еврейская профессура была изгнан из университетов, даже когда актеры, музыканты, художники еврейской национальности были отлучены от зрителя, еврейская интеллектуальная элита не верила в возможность «окончательного решения еврейского вопроса». В небольшой заметке трудно очертить весь спектр проблем, которые поднял на вечере Евгений Беркович. В заключении я хочу процитировать отрывок из его статьи. А далее я укажу ссылки, по которым в Интернете на сетевом журнале «Заметки по еврейской истории» вы сможете очень подробно ознакомиться с темой: «Смятение умов. Как ведут себя интеллектуальные элиты в эпоху диктатуры». Отрывок из новой книги Евгения Берковича «Сага о Прингсхаймах. Интеллигенция в эпоху диктатуры». «Спектр отношений немецких евреев к новой власти простирался от категорического неприятия и немедленного бегства из страны до восторженного восхищения решительностью и целеустремленностью фюрера нации. Летом 1933 года профессор истории Кильского университета Феликс Якоби (Felix Jacoby) читал студентам лекцию о римском поэте Горации. В начале лекции профессор заявил: «Как еврей я нахожусь в трудном положении. Но как историк я знаю, что историческое событие нельзя рассматривать только с позиций личной перспективы. Я голосовал за Адольфа Гитлера с 1927 года и счастлив теперь, что в год подъема национального духа могу читать лекцию о поэте императора Августа. Ибо Август – единственный образ в мировой истории, с которым я могу сравнить Гитлера». Такие эксцентричные случаи были, конечно, не частыми. Но и тех, кто сразу понял, что ждет немецких евреев, и решился на эмиграцию, было тоже немного. Один из них – знаменитый писатель Лион Фейхтвангер, уехавший в поисках безопасного места в Швейцарию и писавший оттуда своему другу и коллеге-писателю Арнольду Цвейгу: «Для меня уже слишком поздно пытаться хоть что-то в Германии спасти. Для меня там все пропало»[7]. Символично, что именно 10 мая 1934 года, ровно через год после того, как на площадях Германии горели книги, Лион Фейхтвангер вместе с Генрихом Манном и рядом других литераторов основал в Париже «Немецкую библиотеку свободы», задуманную как центр запрещенной нацистами литературы. Зато находились те, кто был готов ради собственной выгоды присягнуть в верности нацистам. В то время, как из Прусской академии искусств исключали Томаса Манна и других неугодных деятелей культуры, писатель Франц Верфель (Franz Werfel), еврей, живущий в Вене, решил воспользоваться моментом и пролезть в Академию. Он был готов подписать любые заверения в лояльности и телеграфировал 19 марта 1933 года в Берлин с просьбой выслать ему необходимые формуляры. Президент Академии фон Шиллингс ответил ему 8 мая категорическим отказом. Через два дня книги Верфеля горели среди других неугодных нацистам книг на кострах новой инквизиции Для многих евреев в начале 1933 года источником надежды было то, что формально главой государства оставался президент – престарелый маршал Пауль фон Гинденбург. Доведенные до отчаяния люди писали ему жалобы и петиции против бесчинств нацистов. Показательно письмо президенту столичной жительницы Фриды Фридман от 23 февраля: «Мой возлюбленный пал на поле боя в 1914 году. Два моих брата – Макс и Юлиус Кон, пали в 1916 и 1918 годах. Мой третий брат Вилли вернулся с войны слепым. Все они награждены Железными крестами за заслуги перед отечеством. Однако сейчас же в нашем отечестве происходит то, что на улицах открыто продаются брошюры с требованиями: «Евреи, вон!», призывами к погромам и насилию против евреев. Храбрость ли это или трусость, если в стране с 60 миллионами жителей проживает только один процент евреев?». Бюро Гинденбурга немедленно подтвердило получение письма, и президент заверил Фриду Фридман, что он решительно стоит против всяческих эксцессов, направленных против евреев. Письмо Фриды было направлено Гитлеру, который на полях написал: «Утверждения этой дамы – сплошное надувательство. Само собой разумеется, что никаких призывов к погромам не требуется». В 1934 году президент фон Гинденбург скончался, и Гитлер был провозглашен вождем нации – в его руках сконцентрировалась вся исполнительная и законодательная власть. Жаловаться на фюрера стало некому». «Искра высекается от трения». «Смятение умов: свастика и звезда Давида» «Смятение умов, или как еврейские лидеры встречали приход Гитлера к власти». Всем, кто интересуется еврейской историей, очень рекомендую занести сайт сетевого журнала «Заметки по еврейской истории» в «Избранное». Журнал выходит два раза в месяц. Только успевай читать. В завершении вечера был показан документальный фильм «Вопросы к Б-гу», рассказывающий о немцах, которые во время фашистского режима прятали евреев. 2000 евреев были спрятаны и простыми немцами в Берлине и остались живы. Здесь вы можете прочесть подробное интервью Евгения Берковича, который был сценаристом фильма, о том как создавалась это документальная лента. Встреча с Евгений Берковичем вызвала большой интерес зрительного зала. Была задано много вопросов, из которых следовало, что наша публика регулярно читает «Еврейское слово», хорошо знает публикации автора и очень неплохо разбирается в истории. Большое спасибо Евгению Берковичу, газете и московскому клубу «Творческие встречи» за интересный и интеллектуально насыщенный вечер. L

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Суд над движением. Часть 3.

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11