Р-н Йоси Голдман
Слишком поздно. Я зашел слишком далеко. Теперь уже никогда не будет, как прежде. Сколько раз мы слышали эти слова? Или, что еще хуже, произносили их?
В главе Торы “Ки-Тиса” мы читаем историю о Золотом Тельце, самом ужасном грехе еврейского народа за всю его историю. Честно говоря, если бы я был редактором Торы, то я бы выкинул этот кусок. Это так унизительно для евреев! Всего через несколько недель после величайшего откровения всех времен, когда они сами видели и слышали Всевышнего – они идут и поклоняются корове?! Как можно быть настолько ненадежными! Но Тора непоколебимо честна и рассказывает об этом самом нелицеприятном моменте во всех подробностях. Почему?
Возможно крайне важным уроком, который мы должны извлечь из этого постыдного эпизода, является то, что, во-первых, люди да грешат, совершают ошибки, и даже вдохновленные евреи, увидевшие Б-жественное своими глазами, могут напортачить – и по-крупному. И во-вторых, что после этого, несмотря ни на что, все равно есть надежда.
В этой же главе мы читаем о том, как Всевышний говорит Моше изготовить новую пару скрижалей вместо тех, что он разбил, увидев, что сделали евреи в его отсутствие. (Что-то вроде “Сам разбил, сам делай новые”. Как в истории про человека, уснувшего во время раввинской проповеди. Раввин говорит шамашу (служке) пойти и разбудить парня. На что тот отвечает: “Ребе, вы его усыпили, вы его и будите!”). Тора не пытается уменьшить наше уважение к тому поколению, а скорее помогает нам осознать человеческую слабость, нашу моральную неустойчивость и реальность взаимоотношений – духовных и не только.
Всевышний дал нам совершенную Тору. Скрижали были собственноручно сделаны Б-гом, священные и безупречные, а тут мы все испортили. И что теперь, все кончено? Больше нет надежды? Мы за гранью искупления? Ведь в конечном счете, что может быть хуже идолопоклонства? Мы нарушили первые две заповеди, и скрижали были разбиты на мелкие кусочки, потому что мы больше не были достойны получить их, продемонстрировав свою крайнюю неверность.
Но Тора учит нас, что не все потеряно. Как бы это ни было ужасно – а это было ужасно – человек может исправить ситуацию. Моше сделает новые скрижали. Они будут не совсем такими, как были первые, но все же они будут Скрижалями Завета. Мы можем собрать осколки.
Я однажды слышал речь своего коллеги о значении разбивания стакана под хупой (свадебным балдахином). Помимо того, что это напоминает нам о разрушенном Храме, этот обряд также дает важный жизненный урок жениху и невесте, которые вступают на совместный путь в жизни. Что происходит сразу после того, как жених разбивает стакан? Все кричат “Мазал тов!” Что-то сломалось? Ну так это еще не конец света. Мы можем даже посмеяться над этим и дальше быть счастливы. Ничего страшного. И это тоже пройдет. Очень практичный и примиряющий совет молодоженам.
В жизни определенно есть место второму шансу. В моей синагоге есть образовательная программа для взрослых, девиз которой – “Ваш второй шанс узнать”. Есть и второй шанс, и даже третий. Многие люди, отчисленные когда-то из еврейских школ, повзрослев, приходят на наши занятия и учатся читать на иврите с нуля. Сегодня некоторые из наших выпускников могут даже вести службу в синагоге, и я очень горжусь ими и нашей программой.
В жизни есть возможность собрать осколки. Будь то отношения с Б-гом, между супругами, с детьми или коллегами – мы можем исправить ситуацию. Если евреи смогли прийти в себя после Золотого Тельца, то наши проблемы не так уж и велики.
Перевод Анны Каллер