В верхней части еврейского кладбища на Масличной горе, откуда можно увидеть место Храма, мой дядя указал на одну из соседних могил и сказал: “Здесь похоронен наш дедушка Шмуэль-Шмелке, смягчивший небесный приговор доктору Моше Валаху”.
А дело было так. Шмуэлю-Шмелке было 36 лет, когда он попал в лечебницу с приступом аппендицита. Было это в первой половине ХХ века, и в Иерусалиме была лишь одна еврейская лечебница “Шаарей цедек”, располагавшаяся в старом здании. После операции к Шмуэлю-Шмелке подошёл основатель и бессменный директор больницы, легендарный доктор Моше Валах, и с печалью сказал, что один из врачей по ошибке ввёл ему лекарство для разжижения крови. Что такое разжижение крови после полостной операции – более-менее понятно: ране будет очень трудно затянуться. Доктор Волах сказал, что р.Шмуэль-Шмелке “скоро уйдёт”. Шмуэль-Шмелке, который всю жизнь был уверен, что всё к лучшему и всё от Всевышнего, улыбнулся и сказал: “Пойдём вместе”. Доктор Волах был поражён, но дедушка улыбнулся ещё шире и сказал: “Не бойся, ты проживёшь много. Когда придёт время, поймёшь”.
Через несколько дней, 7 нисана, дедушка скончался, оставив вдову и сирот. Ровно через двадцать лет, тоже 7 нисана, 61 год назад, скончался доктор Валах, в глубокой старости, сопровождаемый великой заслугой излечения множества евреев. Так дедушка смягчил ставший известным ему небесный приговор доктору.
*
На этой неделе мы читаем в Торе главу “Ваикра”, описывающую законы жертвоприношений. Бывают жертвы обязательные и добровольные, личные и общественные. Но каждый день самой ранней, с утра, и самой поздней, перед закатом, жертвой было жертвоприношениие “тамид” – регулярное. Принадлежности для него покупались из собранных от евреев половин шекеля, которые все сдавали в месяце адар. Так рассказывает Мишна:
“Матья бен Шмуэль говорит: Начальник смены говорил когенам: Посмотрите, пришло ли время утренней жертвы, озарился ли весь восток неба до самого Хеврона (он находится на юге от Иерусалима)? Если время пришло, смотрящий на небо говорил: да”. Зачем начальник смены упоминал Хеврон, почему он просто не говорил “до южной стороны”? Рабби Овадья из Бертиноро, великий комментатор Мишны, говорит: “Чтобы вспомнить о заслугах праотцев, похороненных в Хевроне”. Эти заслуги должны смягчить суровый небесный приговор евреям.
В прошедшем месяце адаре испытывал я и горечь, и радость, и печаль, и веселье. Сказано: “С приходом адара умножают веселье”. Источник веселья – в заповеди Пурима. Но в начале адара скончалась мать моей жены. С ней случился инсульт и через несколько дней она оставила нас, её детей и родственников. Время её болезни было тяжёлым для нас, а кончина – ещё более тяжёлой. За время нашего с женой супружества я хорошо узнал её мать – благородную женщину, всё делавшую для своей семьи, с любовью и преданностью. Когда она гостила у нас в Песах, её не видели отдыхающей: она всемерно помогала в приготовлениях, в готовке и в приёме гостей.
Известно, что в жертвоприношении главное – намерение приносящего. Так говорят мудрецы: “Неважно, много или мало, главное – делать всё во имя Небес”. Однако во всех законах жертвоприношений, которые мы учим в нашей недельной главе, намерение не упомянуто! Если оно так важно, почему недельная глава обходит его молчанием? Ребе отвечает на это дополнительным вопросом: Почему описание жертвоприношений начинается с добровольной жертвы, а не с обязательных? В этом вопросе коренится ответ. Тора ставит добровольную жертву на первое место, тем самым говоря: главное – искреннее желание. Оно предшествует выполнению формальной обязанности.
Мать моей супруги принесла большие жертвы ради семьи. Она отказывалась от покоя ради своих детей, посвящала свободное время помощи ближним, уделяла внимание, чтобы выслушать и помочь. Во всех своих молитвах и делах она действовала во имя Небес. Не ради себя она действовала, и не ради благодарности, а ради Всевышнего. И её потомки идут её путями, её дела – светильник на нашей дороге.
Наступает месяц нисан, месяц Исхода. Пусть смягчатся небесные приговоры, пусть радость месяца адар озарит весь год, пока не смешается с великой радостью воскресения мёртвых и прихода праведного Машиаха. Сказали наши мудрецы: “В нисане были евреи избавлены, в нисане они будут избавлены”.
Доброго и благословенного месяца,
Гут Шабес,
Шия Дайч
Читайте также