Передо мной возвышалось широкое многоэтажное здание. Я взобрался на этаж, где находился главный офис, и встретился с представителем администрации. Он повел меня по большим залам, где были представлены тысячи предметов одежды, разложенных по видам, размерам и т.д.
Даже такой профан как я, не разбирающийся в моде и уж тем более – в её последних веяниях, не мог не обратить внимания на то, что большая часть представленной там одежды отличается самым новым и современным дизайном. Очень современным.
«Эта одежда очень интересна, она впечатляет», — сказал я, и попытался вежливо намекнуть: «Стиль выглядит совсем новым, не правда ли?» И тогда я получил ответ – короткий, но его смысл заставил меня задуматься.
Директор ответил так: «Сейчас мы проектируем и выпускаем то, что будет в моде через год». И он продолжил: «Каждый сезон мы собираемся со специалистами и на основе собранной информации проверяем, какие стили развиваются в данный момент, в каких направлениях «дует ветер», какие тенденции нравятся людям, и т.д. Из всей этой многочисленной информации мы делаем выводы и работаем на их основе. Таким образом, нам удается опередить других дизайнеров и производителей одежды, и мы стараемся быть первыми и ведущими на российском рынке одежды».
Я попал в это место благодаря усилиям р. Александра Бороды, который старался найти жертвователей новой одежды для детей и взрослых – для многодетных и нуждающихся семей, и одиноких людей. С тех пор вот уже несколько лет мы получаем в дар большое количество красивой новой одежды на все сезоны, которую распределяем среди тысяч людей в нашем отделении «Яд ле-яд» в благотворительном центре «Шаарей Цедек».
*
Есть красивый пиют, который принято петь во многих общинах в завершение пасхального Седера, он начинается словами «Хасаль сидур песах ке-илхато» («Завершился пасхальный Седер, проведенный по всем законам…»). Однако Алтер Ребе, автор Тании, не произносил этот отрывок по окончании чтения Агады, и так объяснил это Ребе в одной из бесед, посвященных Песаху: «Ведь в Хабаде Песах никогда не заканчивается, он длится всегда. Правда и то, что все праздники дают отсвет, который освещает каждый будний день, но лишь Песах по-настоящему продолжается вечно». Смысл этого высказывания в том, что мы желаем, чтобы влияние этого праздника продолжалось весь год.
В первую очередь, это означает возможность для каждого из нас выйти из своего собственного «Египта». Египет (Мицраим) – это не только реальная страна на глобусе, но и духовное понятие — мецарим, «теснины». По разным причинам мы попадаем в них, и они мешают нам быть свободными, расти духовно, делать телом и душой то, для чего они предназначены: молиться подобающим образом, соблюдать заповеди с радостью, постоянно помогать ближним и вообще идти правильным путем. Есть ещё множество сил и духовной энергии, которые можно черпать из этого чудесного и радостного праздника, прошедшего совсем недавно.
На одном из фарбренгенов зимой того же года Ребе рассказал то, что слышал от своего тестя, предыдущего Ребе — что однажды, на следующий день после Йом Кипура, он спросил у своего отца, пятого Ребе (Рашаба): «Отец, а что теперь?» И тот ответил (на идише): «Ицтер дорф мэн эршт тшувэ тон» («Именно теперь-то и нужно делать тшуву»). Простой смысл этих слов в том, что не надо ждать месяца Элул или Йом Кипура, чтобы сделать тшуву. В течение всего года нужно вести себя достойно, и тогда мы подойдём к Йом Кипуру более подготовленными.
Это верно не только по отношению в Йом Кипуру, но и подготовку в Песаху тоже нужно начинать не за несколько дней или недель до его наступления. Это чувство, что «Песах никогда не кончается», о котором говорил Ребе, знакомо мне много лет, с самого детства.
Слово «Песах» в нашей семье не нужно было произносить слишком часто, но мы ощущали его весь год – в частности, благодаря условию, которое поставила нам мама: в течение всего года можно есть только в отведенных для этого местах (в будни – на кухне, по субботам и праздникам – в гостиной). В остальные комнаты запрещалось вносить любую еду – печенье, вафли и т.д. Прекрасный обычай, который и моя дорогая жена уже много лет блюдёт в нашем доме. Когда дети маленькие, следить за этим, конечно, непросто, но со временем они привыкают к этому правилу, которое соблюдают и сами родители, и нужно лишь изредка напоминать об этом.
В книге «А-йом-йом» Ребе пишет: «Бааль Шем Тов соблюдал порядок, (его продолжатель) Магид из Межерича тщательно следил за порядком, и Алтер Ребе (ученик Магида, Бааль а-Тания) учил хасидов обращать большое внимание на порядок». Царь Шломо сказал в своей Книге Притч (Мишлей): «У мудреца – глаза его в голове его».
Когда мы знаем, что Песах не сваливается на нас неожиданно, что у него есть определенная дата, отмеченная в каждом еврейском календаре, мы смотрим вперед и заранее думаем о том, как сложно будет искать хамец по всем углам, куда дети могли засунуть его в течение года, случайно или нарочно; и, напротив – как легко и удобно будет готовиться к празднику, если мы всегда будем соблюдать порядок. Каждому делу и каждой вещи – своё предназначенное место; еда – только в кухне или за столом в гостиной, а не за чтением книги или за компьютером.
И в заключение – из моего собственного опыта: соблюдение порядка и чистоты стоят затраченных на это сил и времени. Это также имеет воспитательное значение для наших детей и приносит нам спокойствие и умиротворение.
С пожеланием здорового и радостного лета, чистого и упорядоченного, спокойного и красивого.
Гут шабес, ходеш тов у-меворах
Шия.
Читайте также