Наш сын уехал учиться в йешиву. Мы, любящие родители, беспокоимся и молимся за него, стараясь сделать всё, чтобы он преуспел в учёбе. Мы обеспечиваем ему карманные деньги, чистую одежду, сладости – всё, чтобы мальчик чувствовал себя хорошо и быстро освоился на новом месте, среди новых товарищей и учителей.
В первое время, когда он рассказывал о трудностях, я объяснял ему, что это нормально – ведь известно, что «все начинания трудны», и этого не надо бояться.
Но прошло ещё какое-то время, и через несколько месяцев, разговаривая с сыном по телефону, я понял, что что-то не так. Мальчик не чувствует себя комфортно, у него нет желания учиться, он испытывает слишком большие трудности в усвоении учебного материала, и это приводит к плохому настроению и подавленному состоянию. Я стал молиться за него ещё усерднее, несколько раз разговаривал с учителями и администрацией йешивы, нанял частного учителя, чтобы он помогал сыну в свободное время – и всё же я ощущал, что ребёнку плохо и он на грани отчаяния.
Через несколько дней, в минху Йом Кипура, мы будем читать книгу Йоны. В разгар бури, когда корабль вот-вот потонет, пророк Йона говорит: «Ибо знаю я, что из-за меня буря эта…»
Я стал искать причину в себе, исследовать себя – и нашёл.
В йешиве я был бойким юношей. Одно время я развивал в себе журналистские способности и писал письма в различные израильские газеты. Я освещал в них самые разные темы и подписывался различными псевдонимами. Однажды, прочитав статью об организации, помогающей ученикам йешивы, испытывающим трудности в учёбе, я воодушевился и захотел «поддержать» её. Я не мог отправить им пожертвование. Но я сел и написал в газету письмо с восхвалением этой организации как бы от имени отца, сыну которого она очень помогла. По глупости я подписал это письмо ни больше ни меньше как инициалами главы йешивы, где я учился. Те, кто знал его, легко могли догадаться по этим инициалам, о ком идёт речь, и подумать, что он действительно написал письмо в газету, а эта история на самом деле произошла с его сыном.
Алтер Ребе пишет в «Шулхан Арухе» в законах Йом Кипура: «Грех, совершенный по отношению к ближнему, Йом Кипур не искупает, пока не простит ближний, как сказано: “Ибо в этот день искупит Он вас, очистив вас от всех прегрешений перед Б-гом», – то есть Йом Кипур очищает только от грехов, совершенных по отношению к Б-гу, но не по отношению к людям. Люди должны сначала помириться. Поэтому в канун Йом Кипура человек должен попросить прощения у каждого, кому он причинил вред. И даже если это была лишь небольшая словесная обида, нужно пойти к обиженному и помириться с ним, попросив у него прощения. И нужно подробно объяснить, за что именно вы просите прощения; но если обиженному будет неприятно об этом вспоминать, то не нужно объяснять подробно».
Это первый параграф из десяти, в которых подробно разъясняется, как именно следует просить прощения и извинения («слиха у-мехила») у ближнего.
Что такое «слиха» и что такое «мехила», которые мы упоминаем в молитвах ежедневно в период между Рош а-Шана и Йом Кипуром: «Отец наш, Царь наш, запиши нас в книгу «слиха» и «мехила»»?
Многие говорят, что это полные синонимы; другие толкуют, что «слиха» включает в себя работу по исправлению свойств характера.
Юным был я и немного состарился, и не однажды видел я людей, обиженных и пострадавших душой в разных ситуациях. Видел я и извинения («слихот»), но не всегда при этом были «мехилот».
Есть люди, которые с лёгкостью прощают обидчика, как только он придёт к ним и попросить прощения. Но не всегда при этом глубоко в душе прощающего есть «мехила». По моему мнению, «мехила» – это что-то внутреннее, дополняющее внешнее прощение, «слиха». И чтобы получить это внутреннее прощение, необходимо просить извинения от всего сердца и от всей души, чтобы обиженный также простил от всего сердца.
Слава Б-гу, я нашел телефон того главы йешивы. Моё сердце колотилось, когда я набирал его номер. Я сразу узнал его голос, хотя прошло много лет. Мне было очень стыдно рассказывать ему, по какому поводу я звоню и что я ему сделал, за что прошу прощения. Но беседа оказалась очень спокойной и приятной, я попросил прощения и получил его – как «слиха», так и «мехила».
Это личная история, даже слишком личная, и мне не очень удобно рассказывать здесь об этом. Но я почувствовал необходимость рассказать вам об этом именно сейчас, перед Йом Кипуром.
Нет нужды особо распространяться об этом, но ведь ты сам уже понял, что вскоре после этого я увидел, что с моим сыном стали происходить перемены к лучшему. Проблемы стали решаться как бы сами по себе. Уроки стали понятнее, нашлись хорошие «хевруты» для учёбы, и настроение мальчика чудесным образом улучшилось. И только я и Всевышний знаем, «из-за кого случилась буря»…
Дорогой мой друг, пользуясь этой возможностью, я прошу у тебя прощения – «слиха у-мехила». В водовороте дел мне не всегда удаётся оказывать тебе те почёт и внимание, которых ты действительно заслуживаешь!
И в заслугу прощения, да удостоимся мы того, чтобы осуществился по отношению к нам стих, который мы читаем в «шабат шува»: «Кто Б-г, как Ты, прощающий грех и не вменяющий в вину преступление остатку наследия Своего». Здесь мы тоже видим синонимичные выражения – «прощающий грех» и «не вменяющий в вину преступление» – и «слиха», и «мехила»!
Гмар хатима това,
гут шабес,
Шия.