Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Слезы печали или радости

16 февраля 2023 / Главная / Важное / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Итро / Уроки главы
search
shaliah-tsibur

– Я слушал, как вы повторяете молитву Шмоне-эсре, и вспомнил историю, которую слышал от моего покойного отца. Новый ученик из нехасидской семьи приехал учиться в ешиву Томхей Тмимим. Среди других вещей, к которым он привык в своей семье и своем городе, там был также другой текст (нусах) молитвы. Некоторые фразы, включенные в один нусах, отсутствуют в другом и т.п. Он захотел изменить и свою молитву, приведя ее в соответствие с нусахом Аризаля, принятым в Хабаде. Но обычаи не меняют просто так! Для этого нужно разрешение раввина. Ученик пошел  к Ребе Раяцу и попросил разрешения. Однако тот отказал. Через некоторое время снова попросил ученик разрешения изменить нусах молитвы, и Ребе Раяц разрешил ему сделать это с определенного дня.

И вот в конце предыдущего дня наш ученик молится Минху, последний раз по старому нусаху – и плачет. Товарищи спросили его: «Почему ты плачешь? Ведь ты так долго ждал этого дня, ты должен был прыгать от радости, а не сожалеть». И отвечает им ученик: «Вы думаете, просто распрощаться с фразами и словами, которые я уже не произнесу больше в тексте молитвы по новому нусаху?»..

Я понял намек и спросил нашего гостя, раввина Хайкина: «На чем вы меня поймали?» Он ответил: «Повторяя молитву вслух, вы добавили одно слово, в нусахе Аризаля его нет. Но, видимо, оно очень привычно для вас, и я понял, что в прошлом вы молились по другому нусаху».

Я поблагодарил его за исправление и решил внимательнее относиться к молитве и читать ее по сидуру, слово в слово, а также поблагодарил за хороший рассказ. А потом я спросил раввина Хайкина, какие выводы следуют из рассказа. Он ответил мне коротко: «Оказалось, что даже после того, как парень получил разрешение на изменение нусаха, он не был доволен этим! И не зря Ребе долгое время не одобрял этого решения».

«А я думаю, что слезы его были вызваны столкновением двух уважений. Уважения и искреннего стремления к новому и святому нусаху – и уважения и признательности к нусаху, который использовался в доме его отца» – ответил я.

Гость не согласился. На это я ответил так: «Теперь я лучше понимаю спор, который Раши приводит, цитируя мидраш о словах «Ва-ихад Итро» в нашей главе. Там говорится о чувствах Итро перед тем, как он оставил свое прошлое и присоединился к еврейскому народу. Вы идете по Шмуэлю, который толкует слово «ихад» как «задрожал», а я – по Раву, толкующему слово «ихад» как обрадовался». Гость улыбнулся, но все равно не согласился.

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

А.М. Борода в ЕКЗ 180м. Евреи и не евреи. Часть 1 (из 2)

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11