На дворе месяц Элул, последний месяц перед Рош-Ашана – еврейским Новым Годом. Месяц, когда надо подводить итоги года уходящего. Выполнять невыполненные обещания, просить прощения, если кого-то обидели. Исправлять ошибки. Раскаиваться, если есть за что. Вобщем, приближаться ко Всевышнему.
Объясняется в учении хасидизма, что в месяц Элул все к этому расположено. Врата Небес открыты, ангелы-адвокаты защиты пораскрывали книги Законов, в готовности защищать нас от обвинителей, а Всевышний готов принимать все наши молитвы.
Алтер Ребе – рабби Шнеур Залман из Ляд, первый Ребе Хабада, в одном из трудов привел притчу, объясняющую сущность этих дней понагляднее,. Притча про Царя в поле. Вот ее краткий пересказ: Перед тем, как воцариться в стольном граде, Царь выходит в поле, где каждому человеку разрешается (и у него есть возможность) подойти лично к Царю. И Царь встречает всех с улыбкой и приветливым выражением лица.
Дело в том, что когда Царь воцарится в столице, пройти к нему смогут только достойные, и только после удовлетворения ходатайства на аудиенцию, и с соблюдением протокола и церемоний, и только в тронном зале с соответствующей атмосферой. И еще не факт, что Царь будет приветливо улыбаться. Это – Рош-Ашана и Йом-Кипур. А вот в Элуле все проще:Царь в поле, подходи и проси. Главное – подойти…
Но мы, в большинстве своем, люди современные и городские. Для нас отношения с царями неактульны. Как и выходы в чисто поле…
Попробуем пересказать эту притчу по-современному.
Январским утром 2007 года, один из лучших в мире скрипачей-виртуозов Джошуа Белл, в течение 45 минут играл на одной из самых дорогих скрипок в мире. Сыгранные им шесть произведений считаются одними из самых мелодичных в классической музыке. Помещение, где он играл имело весьма неплохую акустику.
Только одно но. Этим помещением была станция метро в Вашингтоне, а одет он был в джинсы, водолазку и бейсболку…
За эти 45 минут мимо него прошло болше тысячи человек. Если судить по расположению станции (возле нескольких правительственных учереждений), подавляющее большинство из них были интеллегентными, образоваными людьми. Лишь семеро остановились послушать его музыку, и лишь один узнал скрипача.
Большинство этих людей, наверняка, были бы готовы заплатить большие деньги, чтобы попасть на его концерт. На тех концертах, которые он давал в те дни были аншлаги, слушатели стояли в проходах, билеты уходили за сотню-другую долларов. Но концерт – это когда скрипач во фраке, когда сиденья из бархата, у зрителей бинокли на палочках и гардеробный номерок на пальце, а билеты – по блату.
А в метро почти все проходили мимо… На работу спешили. На жниву, так сказать…
Вот так и мы. Когда у нас Рош-Ашана, то мы синагоге. И молитвы длинные и красивые, и шофар, и одеты в праздничное. А в Элуле мы все спешим на работу, заняты будничными делами. И не замечаем, что Царь – он тут, прямо в метро стоит. Стань рядом, и послушай Его Музыку. Можешь даже поговорить. Даже похвалить. Или афтограф попросить, если узнал Его. Или даже контрамарку.
Главное, не пройти мимо…