На 86-м году жизни скончался легендарный шахматист Виктор Корчной, четырехкратный чемпион СССР, пятикратный чемпион Европы и пятикратный чемпион Швейцарии.
Виктор Львович Корчной родился 23 марта 1931 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского университета. Он был четырехкратным чемпионом Советского Союза, победителем двух межзональных турниров на первенство мира, дважды побеждал в матчах претендентов, сыграл три матча с Анатолием Карповым за звание чемпиона мира по шахматам. В командных соревнованиях Виктор Корчной в составе советской сборной шесть раз становился чемпионом Всемирных шахматных Олимпиад и пять — чемпионом Европы. Всего на его счету свыше семидесяти побед в крупных международных соревнованиях. Из-за устроенной против него травли в 1976 году Корчной покинул СССР. Найдя в себе силы и мужество практически в одиночку бороться за мировую корону с более молодым Карповым (а в его лице — и со всей советской государственной машиной), Корчной приобрел огромную популярность на Западе.
В 2004 году он побывал в МЕОЦе. С собой он тогда привез свою новую книгу «Мои 55 побед белыми», являющуюся первой частью двухтомника, в котором собраны лучшие партии шахматиста.
Несмотря на довольно напряженный график своего пребывания в Москве (гроссмейстер прилетел лишь на пару дней) он все же нашел время, чтобы встретиться со своими поклонниками и просто любителями шахмат. Эта встреча состоялась 30 марта в помещении Московского еврейского общинного центра.
На той вечере в МЕОЦ он рассказал о себе и ответил на вопросы зрителей.
– Недавно я завершил работу над автобиографической книгой. Пересказывать ее нет смысла, но некоторые ключевые моменты я бы все же выделил… В 70-х годах в СССР появился шахматист Карпов. Конечно, он был более угоден властям, нежели Корчной. После того, как я обыграл его в 19 ходов, власти начали меня травить. В ноябре 1974 года я понял, что этой стране я уже не нужен и должен убежать. Оставалось только дождаться возможности. И такая возможность представилась. В то время Карпов как раз стал чемпионом мира, и, чтобы продемонстрировать миру, что он обошел не кого-нибудь, а серьезных соперников, было решено отправить меня на международный турнир. Так я оказался в Голландии. Именно там я дал довольно откровенное интервью одной западной газете, после чего возвращаться мне уже было нельзя, и я попросил политического убежища. Хочу подчеркнуть, что в СССР я не был диссидентом. Я был законопослушным гражданином. Но после того, как я остался на Западе, они навязали мне и моей семье настоящую войну. В отличие от Солженицина и Ростроповича, о которых в СССР могли умалчивать, я все же заставил советскую прессу вспоминать меня. Им просто пришлось писать обо мне, когда я обыгрывал Петросяна, Полугаевского, Спасского.
— Правда ли, что во время поединков за звание чемпиона мира с Карповым советской стороной на вас оказывалось психологическое воздействие?
— Безусловно. К примеру, в Рим Карпов приехал с целой командой помощников — человек семьдесят. Среди них были и парапсихологи, которые были прикреплены к людям из моего штаба. Потом эти люди рассказывали, что на них оказывалось влияние.
— Почему вы не возвращаетесь в Россию?
— В Европе средняя продолжительность жизни на 10–20 лет выше, чем в России. Уехав на Запад, я, таким образом, продлил себе жизнь на десяток лет. Все мои сверстники в России, с которыми я общался раньше, уже ушли из жизни. И когда я сюда приезжаю, мне уже не с кем словом обмолвиться. Вы что, хотите, чтобы я тоже умолк навеки?
— Согласились ли бы вы сейчас провести матч с Бобби Фишером?
— Еще в 1962 году один шведский врач-психиатр сказал мне, что Фишер не совсем здоров. Да и сам Фишер в начале 90-х как-то заявил, что все партии между Корчным, Карповым и Каспаровым расписаны. Но я вот уже несколько десятилетий не играл расписанные партии. А еще Фишера как-то спросили, как он относится к антисемитизму. Так он ответил, что против арабов он ничего не имеет. Я не могу играть с таким человеком! Я не могу играть с человеком, которого я не уважаю.
— Почему, на ваш взгляд, Каспаров иногда играет неубедительно?
— Если человек ищет новые идеи, он вынужден страдать. Отсюда порой и невыразительные партии.
— Как вы оцениваете сегодняшнюю систему определения чемпиона мира по шахматам?
— Я считаю, что нет ничего плохого в том, что существуют несколько чемпионов мира. Пусть они только не ругаются между собой, а ищут общую платформу, чтобы выяснять свои отношения за шахматной доской.
— Кто, по-вашему, является сегодня самым перспективным и самым сильным шахматистом в мире?
— Не вижу людей, которые могли бы обыграть Каспарова. И самый сильный шахматист мира — это Каспаров. Но при этом чемпионом мира я считаю Крамника. Так бывает…
— Почему в Израиле шахматы не на первых ролях?
— Шахматы не приносят таких доходов, как, скажем, футбол. Они не дают такой финансовой отдачи. Потому нет и людей, которые бы вкладывали свои средства в развитие шахмат.
— Как вы относитесь к компьютерным шахматам?
— Человек уже не может противостоять компьютеру. И я в этом вопросе пессимист.
В тот же день Виктор Львович Корчной встретился и с главным раввином России Берлом Лазаром. В ходе беседы р. Берл Лазар подчеркнул, что принимать в гостях такого выдающегося шахматиста, как Виктор Корчной, является для московской еврейской общины большой честью.
это был настоящий человек и если бы он остался в говняной ссср, то его бы кгбэшники убили бы.