В двух предыдущих статьях израильский гид Анна Нисневич рассказывала нам о еврейской общине Гибралтара. Сегодня речь пойдёт о синагогах полуострова.
Сегодня в Гибралтаре есть все, что необходимо для еврейской религиозной жизни, даже 450 свитков Торы!
Но так было не всегда. В 1716 году евреев пытались изгнать, но губернатор не хотел изгонять евреев. Он собрал всех евреев и посадил на корабль, который вышел в залив, и в это время написал, что евреев в городе нет. Испанский король снова пожаловался англичанам. И в 1718 году их изгнали – они уехали в Марокко. Король не был доволен. Через два года началась война. Испания закрыла границы, евреев попросили вернуться, король сказал, что будет договор. Моше бен Адам, министр торговли, в 1721 году подписал договор. В 1721 году евреи вернулись, и вот они здесь уже девятое поколение.
Первые годы они использовали в качестве синагоги частный дом. В 1723 году власти выделили им замусоренный участок под строительство синагоги. Это здание стало первой синагогой, построенной на Иберийском острове, после изгнания. Раввином был Ицхак Нетто, бывший в хороших отношениях с властями. Он назвал синагогу Шаар ха Шамаим (Врата Небес), по названию синагоги своего отца в Лондоне. Ее также называют Большой Синагогой (Эснога Гранде). Оригинальное здание было разрушено наводнением в 1766 году. В результате в 1768 оно было построено заново, но уже больше. Но и в этот раз не надолго: здание было разрушено снарядом во время военных действий 1781 года. В 1812 году произошел пожар – пришлось делать реконструкцию.
Йерушалаим ха Ктана или Гибралтар - Наш!
В синагоге двенадцать окон по количеству колен израилевых , двадцать две лампы – по количеству букв ивритского алфавита, десять ламп в центре – по количеству сфирот. В синагоге стоят большие меноры, как это принято у португальских евреев, но поскольку в общине много марокканских евреев, то эти меноры с шестью рожками, чтобы не нарушать их традицию о запрете на точное изображение меноры за пределами Храмовой Горы. Направление ковчега для свитков Торы точно на Храмовую гору в Иерусалиме.
С нами любезно беседовал один из глав общины господин Месод Белило.
Второй была построена синагога Эц Хаим (Эснога Чика – Маленькая синагога). До синагоги там находилась иешива, которая была расположена рядом с мясным рынком и использовалась торговцами. Синагогой она стала в 1759 году, здание пострадало во время обстрелов 1781 года, но вскоре было восстановлено.
Третьей стала синагога Нефуцот Иехуда (Эснога Фламенка – Фламандская синагога). К концу XVIII века в Большой синагоге стало преобладать марокканское влияние. Некоторые члены общины решили организовать новую синагогу, следующую традициям и порядку службы голландской общины. В то время наступил период процветания. Это было связано с Французской революцией и воинами Наполеона. Местный еврейский торговец Шем Тов Секерра купил у Джона Крузо сад. В нем в 1799 году была построена синагога. От сада осталась старая пальма во дворе.
Кто же они, евреи Гибралтара?
В синагоге сохранился голландский фронтон, интерьер пострадал во время пожара в начале ХХ века и был восстановлен итальянским архитектором. В результате здание эклектично. Бима (возвышение для чтения Торы) встроен в ковчег для свитков, а не отделен, как это обычно бывает в сефардских синагогах.
Четвертой стала синагога Абудрам. Изначально здание было резиденцией городского совета, потом стало местом массонских собраний, потом – иешивой рава Шломо Абудрама. И только после его смерти в 1804 году – синагогой. В ней собирались представители марокканской общины, которые искали менее формальную, более домашнюю обстановку чем та, что была в Большой синагоге.
Пятую синагогу открыли при учебном центре, но про нее информации нет.
Читайте также