Вопрос:
Сейчас приближаются еврейские праздники, и я, как всегда, подумываю пойти в синагогу. Я подумываю об этом каждый год, но, как правило, на этом все и кончается. Мало того, что билеты в синагогу стоят недешево, так еще и во время молитвы раввин часто начинает публично просить у пришедших деньги!
Дело даже не в том, что мне жалко денег или что я не могла бы себе позволить эти пожертвования. Религия – это же не бизнес. Я не понимаю, почему раввины омрачают самый духовный и святой день в году денежной темой.
Ответ:
Спасибо за очень важный вопрос, который, я уверен, беспокоит многих.
Во-первых, многие синагоги и центры Хабада проводят свои службы совершенно бесплатно и не берут денег за билеты на вход. Вы мне скажете: «Вот вы поступаете правильно. Надо, чтобы все так делали!». А я скажу – «Не в этом дело…»
Для того, чтобы провести эти программы бесплатно, руководителям центров приходится ежегодно находить спонсоров, которые готовы взять на себя большую часть расходов (как Вы понимаете, эти мероприятия стоят немалые суммы денег). С практической точки зрения это делается для того, что бы даже те, кто не могут (или, чаще всего, не хотят) платить за билеты в синагогу, все равно могли бы ее посетить. Однако, среди раввинов существует спор о том, на сколько правилен такой подход.
Европейская культура учит нас, что разговор о деньгах принижает духовность. Нееврейский мир считает, что духовность есть нечто оторванное от материального мира, и связь с ним делает духовность «менее духовной».
Иудаизм же придеживается противоположной точки зрения: духовность бесполезна, если она не проявляет себя в материальных действиях. Больше того, мы верим, что духовность была сотворена для того, чтобы быть претворенной в жизнь в материальном мире. В соответствии с этим духовность человека не определяется его оторванностью от материального мира. Духовность наоборот, определяется тем, насколько человек использует для его преображения материального мира.
Поэтому Тора верит в то, что физический акт выписывания чека на пожертвование (будь то синагоге, жертвам урагана или беднякам) – есть самое духовное действие, которое человек может совершить. Именно поэтому (при том, что, конечно, многое зависит от – скажем так – формы преподнесения) в самый святой день в году раввины просят людей делать самые святые поступки – материальные пожертвования.