Всевышний много раз открывался нашему праотцу Аврааму и до того, как тот сделал обрезание. Однако, то откровение, с описания которого начинается глава Торы “Вайера”, было раскрытием на совершенно ином уровне.
Одним из отличий явилось то, что в этот раз Авраам “сидел у входа в шатер”, в то время как в предыдущей главе мы читаем: “и пал Авраам на лицо свое”. На сказанное в предыдущей главе следует объяснение Раши, чтоон пал ниц “от страха перед Шхиной; пока Авраам не был обрезан, не было у него силы стоять пред лицом Шхины”. А вот после обрезания он уже мог воспринимать раскрытие Шхины сидя. Мидраш сообщает по этому поводу: “Сказал Всевышний, что сейчас, когда Авраам обрезал себя, пусть он сидит, а Я буду стоять”.
Разница между раскрытием, которое заставляет человека упасть на лицо, и раскрытием, при котором человек остается сидеть, состоит в том, что в первом случае раскрытие превосходит способность тела воспринимать, оно теряет силы и ориентацию, а во втором – тело имеет достаточно сил для восприятия в обычном состоянии.
Таково было воздействие Брит-Милы – теперь тело нашего праотца Авраама обрело силы воспринимать раскрытие Творца в состоянии полной гармонии и покоя.
Это – изменение, происшедшее с Авраамом. Но изменился также и уровень самого раскрытия Творца. В комментарии Ор-Ахаим отмечается последовательность слов во фразе: “И открылся ему Всевышний”. Поскольку не сказано: “И Всевышний открылся ему”, – автор комментария делает вывод, что в данном случае произошло раскрытие всех уровней Б-жественности, на которые намекает это Имя, а не только некоторой части из них, как это было прежде.
Итак, перед нами изменения сразу в двух направлениях: как со стороны Творца, который раскрыл здесь высшую ступень Своего Имени, так и со стороны Авраама, который обрел возможность воспринимать это раскрытие, оставаясь в естесственных рамках материального тела.
Все это стало возможным благодаря Брит-Миле, в которой также представлены обе эти стороны. С одной стороны Брит-Мила выше всех заповедей Торы, поскольку с остальными заповедями связаны три союза завета, а с обрезанием – тринадцать. С другой стороны – это единственная заповедь, которая в буквальном смысле проникает в материальное тело – “и будет союз Мой в вашей плоти запечатлен как вечный союз”.
Сила этого союза, союза единения между высшей ступенью святости и материальным телом по наследству переходит от нашего праотца Авраама к каждому еврею. Когда еврейский ребенок, посредством обрезания, входит в завет Авраама, в его тело проникает б-жественная душа – “часть самого Творца”. Посредством этой души ребенок получает возможность узнавать Создателя, так, чтобы ощущать Его присутствие и в делах материальных.
Требуется лишь, чтобы еврей стремился увидеть раскрытие Всевышнего не только в своей душе, но и в повседневных трудах. Уже само это стремление приближает приход Машиаха, который принесет с собой истинное и полное Избавление. И тогда исполнится пророчество Ишайи: “И увидит всякая плоть,.. что уста Всевышнего говорят.” Материальное тело, глаза наши, увидят раскрытие Творца, Который присутствует во всем сотворенном!
Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 1, стр. 85.
Изложение р-на Давида Эльдина
Источник: ru.chabad.org