В одном из утешительных посланий главный раввин России Берл Лазар затронул тему возвышенности евреев, погибших во имя освящения Имени Всевышнего. Он подчеркнул, что слова мудрецов: «Никто не может сравниться с убитыми злодейским царством» относятся не только к десяти мученикам эпохи Мишны, которых казнили злодеи-римляне, но и к каждому еврею, отдавшему жизнь лишь за то, что он — еврей, даже если это не было его выбором и он к этому не готовился.
Мудрецы приводят в пример историю о Паппосе и Лулианусе, убитых в Лоде. Во времена римлян дочь губернатора была найдена убитой, и власти хотели жестоко наказать всех евреев Лода. Чтобы спасти всю общину от уничтожения, два брата взяли вину на себя, хотя не имели к ней отношения. Их казнили, но они спасли целую общину.
Рав Лазар привёл постановление Рамбама в «Мишне Тора» и в «Послании о временах гонений»: любой, кто погибает во имя освящения Имени, велик и возвышен, даже если всю жизнь он не был безупречен в путях своих. Сам факт, что его душа была отнята только из-за его еврейства, раскрывает глубинную сущность связи каждого еврея с Всевышним.
В начале письма раввин отмечает, что по особому Провидению как раз сейчас опубликована новая редакция беседы Любавичского Ребе на Симхат Тора 5737 (1976 г.). Тогда Ребе говорил о чуде спасения заложников в Энтеббе и о духовном пробуждении, которое должно из этого вытекать. В той беседе он упомянул бытовавшее тогда мнение: раз есть сомнения, насколько солдаты, спасавшие заложников, соблюдают заповеди – как может быть, что Всевышний совершил через них чудо?
И ответил Ребе, что этот довод противоречит многим историям Талмуда и Мидраша. Всевышний посылал спасение Израилю даже через людей, не соблюдавших Тору и заповеди. «Вплоть до того, что мудрецы сказали об убитых в Лоде, что ни один человек не может стоять рядом с ними на Небесах, ведь они отдали жизнь ради спасения всего народа. Так и в нашем случае: солдаты, спасавшие заложников, подвергли свою жизнь опасности ради спасения множества евреев».
И на этой неделе болит наше сердце: шесть евреев были убиты в святом городе Иерусалиме злодеями лишь потому, что они — евреи. Они этого не искали, не готовились к этому, но в одно мгновение стали святыми мучениками. Да будет воля Всевышнего, чтобы исполнилось благословение, с которым Берл Лазар завершил своё письмо: пусть изучение законов об «освящении Имени» останется лишь теоретическим занятием, как сказано: «Всякий, кто занимается законами всесожжения, — словно сам приносит жертву всесожжения». И скоро мы удостоимся того дня, когда исполнится пророчество: «Не поднимет народ на народ меча», и мы все будем заниматься Торой в мире и покое.
Читайте также