Староста нашей синагоги раввин Шия Дайч в своей еженедельной колонке делится с нашими читателями свомии переживаниями накануне свадьбы сына, которая состоялась 2 недели назад.
Две недели назад мы с сыном, готовившимся к своей свадьбе, прилетели в США на «офруф» – «вызов», то есть вызов к Торе в субботу перед свадьбой. И уже долгое время в Хабаде принято, что такой вызов к Торе совершается в бейт-мидраше Ребе, в знаменитом доме 770 в Бруклине.
Наряду с многочисленными хлопотами и духовной подготовкой перед созданием новой еврейской семьи жених, невеста и их родители много занимаются благотворительностью. Можно устроить трапезу для бедных перед свадьбой или в сам день свадьбы, таков старый еврейский обычай. Так поступил и ребе Раяц, выдавая свою дочь замуж за Менахем-Мендла Шнеерсона, будущего Ребе.
«Поедем на Манхэттен», сказал я сыну. «Там есть юноша, он очень болен и прикован к постели. Если мы навестим его, это будет истинная цдака. Это нужно сделать, даже если мало времени». Мы сели на метро и поехали.
А началось всё несколько месяцев назад, за некоторое время до Песаха. Рано утром я был в синагоге «Марьина Роща» и обратил внимание на человека, судя по всему – гостя из Израиля. Я пригласил его в «комнату гостеприимства», где все могут выпить чая, кофе, съесть что-нибудь лёгкое перед молитвой. Тем более это важно после долгого перелёта, когда человек летит откуда-нибудь издалека транзитом через Москву и вынужден задержаться в городе.
«Можно и сыну сделать кофе?» спросил гость. Я помог ему отнести кофе сыну, который, как оказалось, спал на нескольких стульях на женской галерее синагоги. «Мы приземлились сегодня ночью, а следующий наш рейс только во второй половине дня. Мы летим на лечение в США». Я рассказал, что на первом этаже сейчас открыт хороший и недорогой молочный ресторан, но отец сказал: «Всё нормально, мы захватили с собой бутерброды. Сейчас помолимся, поедим, поучимся и поедем в аэропорт».
Мне уже всё было ясно. За несколько дней до Песаха человек не готовит квартиру к празднику, а летит с сыном неудобным рейсом в США, при этом экономя каждую копейку. Значит, лечение очень срочное и достаточно дорогое.
В «Ѓа-йом йом» субботы написано:
– В начале своего руководства хасидами Алтер ребе произнёс следующее: «Сказано ‘От Г-спода утверждены шаги человека’. А означает это, что если человек оказался в некоем месте, то это не случайно, а для того, чтобы выполнить заповедь – по отношению к Всевышнему или по отношению к людям. Еврей – всегда посланец Всевышнего».
Я, кроме простого понимания, делаю из этих слов ещё один вывод. Если в том месте, где мы находимся, оказался некий человек – это произошло для того, чтобы мы выполнили заповедь по отношению к нему, сделали ему добро, духовное или материальное. Здесь я просто не мог остаться равнодушным. Благодаря поддержке добрых людей из нашей общины у меня появились средства для того, чтобы снять для отца с сыном номер в ближней гостинице, чтобы они могли отдохнуть, в середине дня свозить их на Красную площадь, накормить в кашерном ресторане и отвезти в аэропорт на самолёт, вылетавший вечером в США. Мы обменялись телефонами, отец стал было выражать благодарность общине… но от волнения его голос пресёкся.
На пасхальном седере я подумал о них, находящихся сейчас в лечебном центре на Манхэттене, где врачи пытаются победить тяжёлую болезнь. И я молился, чтобы маца, названная «хлебом веры» и «хлебом излечения», помогла больному обрести спасение и излечение.
*
В недельной главе «Хукат» описывается время по окончании сорока лет странствий евреев по пустыне. В течение всего этого времени евреи получали небесную еду, ман, в которой могли ощутить по желанию вкус любого блюда. Но чем ближе был конец странствий, тем нетерпеливее был народ, и евреи стали жаловаться – и на что же? На чудесный ман. «Зачем вы вывели нас из Египта – чтобы мы умерли в пустыне? Здесь нет хлеба и нет воды, а ужасный ман нам надоел!» – говорили евреи. Всевышний послал змей, кусавших тех, кто повторял эту напрасную жалобу. Евреи раскаялись в своём поступке, и Моше попросил Всевышнего указать для укушенных способ излечиться. Поступило такое веление: сделать медное изображение змеи и поместить его на высокий шест. И тогда, если человека укусит змея, ему нужно будет посмотреть на это изображение, чтобы излечиться.
В Мишне задаётся вопрос: «Но разве медная змея определяет, умрёт ли человек от змеиного укуса? Нет, имеется в виду, что евреи должны обратить свои взоры к небесным высотам и подчинить свои сердца воле их небесного Отца. Тогда они излечатся».
Это логичное объяснение. Однако в таком случае непонятно, зачем нужно было делать изображение змеи – то есть того существа, которое и укусило больного. А ответить на этот вопрос можно так. Если человек искренне раскаялся и обратил сердце к небесному Отцу, ему можно намекнуть, даже явно сказать следующее: теперь то, что принесло тебе страдания, больше не опасно для тебя! Ведь Всевышний сильнее всех бед и всех злых сил.
*
А встреча на Манхэттене была очень волнующей, мы получили сердечные благословения перед свадьбой. И я предложил моим знакомым: «Недалеко отсюда находится оѓель Любавичского ребе. Это место, куда приходят молиться тысячи людей. Давайте поедем помолимся Всевышнему, напишем «пидьон нефеш» для Ребе, а те, кто связан с праведником, видят великие чудеса и спасение».
Желаю полного излечения всем нуждающимся в спасении и излечении,
гут шабес
Шия