Некоторые коллекционируют почтовые марки, некоторые – виниловые пластинки, некоторые – издания «Пасхальной Агады», бокалы для кидуша и т.д., что кому нравится. На этой неделе, во время праздника Хануки, я узнал, что есть на свете коллекционер севивонов – ханукальных волчков, причем с этим человеком мы давно знакомы. Он собирает их не только в Хануку – круглый год, и я понял, почему его так заинтересовали севивоны в серванте у нас дома, когда он три года назад был в Москве.
В коллекции педагога раввина Шломо Шульмана из Израиля есть около двухсот севивонов. Среди них – купленные им на аукционах; севивоны из слоновой кости с золотой облицовкой; резного дерева; расписанные от руки; простые севивоны, пережившие Холокост. «За неделю до Хануки я выставляю все севивоны на специальные полочки рядом с начищенной ханукальной менорой, чтобы заповеди и обычаи праздника нравились моим детям и детям моих соседей, которые приходят в гости», — говорит он.
Раввин Шульман каждой заповеди уделяет все возможное внимание. Каждую неделю он накрывает стол для Шабата заранее, выбирает лулав и этрог перед Суккотом со всем тщанием, его стол на Песах похож на королевский – и все для того, чтобы «побудить других любить заповеди», как говорит Гемара. Не исполнять заповедь для галочки, а передавать детям особое ощущение, которое приходит от подготовки к исполнению. Через небольшое время после Хануки он уже готовится к празднику Пурим! И ежедневные заповеди он также любит, и частые, и редкие, а особенно – заповеди добра между людьми.
Читайте также